Торговое представительство США (USTR) отклонило заявку Tesla на освобождение от 25% импортных ставок, введенных Дональдом Трампом, на производимые в Китае компоненты для электромобилей. Аналогичные отказы получили многие компании, чья продукция или технологии заявлены как приоритетные в китайской госпрограмме развития промышленности.
По данным USTR, регулятор получил запросы на снятие таможенных пошлин для почти 13 тысяч производимых в Китае товаров. 40% из них получили отказы. Многие, включая Tesla, идут с одной и той же формулировкой: запрос отклонен, потому что «касается продукта, стратегически важного или связанного с «Сделано в Китае 2025» или другими китайскими промышленными программами».
«Сделано в Китае 2025» — это программа, нацеленная на развитие 10 стратегических отраслей промышленности, в которых сейчас доминируют Соединенные Штаты. Это включает в себя: новую энергетику, автономный транспорт, аэрокосмическую и полупроводниковую промышленность, биофармацевтику, робототехнику и искусственный интеллект. Все эти отрасли также находятся в центре текущих торговых переговоров двух стран.
Отказы свидетельствуют о планомерной борьбе США с Китаем, чьи успехи в этих сферах, по мнению Вашингтона, во многом обязаны краже и принудительной передаче интеллектуальной собственности США – то, во что американцы вложили очень много средств.
Запросы Tesla были связаны с центральной 17-дюймовой цифровой консолью Model 3 и «цифровым мозгом» автопилота, производимыми в Китае. Аналогичные заявки на автокомпоненты, производимые в Китае, отправляли General Motors, Nissan, и Fiat Chrysler Automobiles.
Отказы затронули самый широкий спектр товаров от промышленных роботов, импортируемых Kawasaki Robotics USA, до композитных панелей Hexcel Corp, используемые в самолетах Boeing.
Вне зависимости от того, заключат ли США и Китай торговую сделку или нет, компании скорее всего не получат отмену торговых барьеров в перспективе ближайших месяцев и даже лет. Источники Reuters, знакомые с переговорами, говорят о том, что некоторые тарифы, а в особенности связанные с «Сделано в Китае 2025», останутся на прежнем уровне в качестве обеспечительной меры договоренностей.