Ввоз японских праворульных автомобилей — существенная часть благосостояния жителей Дальнего Востока. Лишить источника доходов предпринимателей и средства передвижения по приемлемым ценам автолюбителей региона, как того требовало лобби автопроизводителей, было бы неразумной мерой, и правительство сегодня приняло решение о продлении импорта до 3 декабря 2022 года.
Японские автомобили с правым рулём — это существенная часть автопарка России. По данным компании «Автостат», они составляют 7.4% автопарка (4 миллиона единиц), и охватывают собой все сегменты владения: легковые, лёгкие коммерческие и грузовые. Основная доля праворульных машин принадлежит рядовым автолюбителям, 90% — автолюбителям Дальнего Востока.
Такие автомобили, производимые вне России, не оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС, что даёт им ценовое преимущество перед автомобилями, собранными в нашей стране и ЕАЭС. Последние с 2017 года должны быть оснащены такой системой экстренного реагирования при авариях, хотя вследствие дефицита полупроводников у поставщика (НПП ИТЭЛМА) до конца 2021 года обязательства автопроизводителей и импортёров не являются строгими.
Казалось бы, в 2021-2022 годах предприниматели Дальнего Востока могли бы воспользоваться ситуацией и расширить рынок сбыта. Но в решении правительства сказано, что «временный порядок распространяется только на автомобили для личных нужд» (не относится к коммерческому использованию) и ограничен в пространстве Дальневосточным федеральным округом.
На самом деле, импортёрам автомобилей Дальнего Востока не до экспансии. Послабление для них — это возможность выжить в условиях, когда рынок упал едва ли не на 80% под прессом роста курса валюты, снижения платёжеспособности населения и ранее введённых повышенных пошлин.
Для Дальневосточного региона это — не только социальное спокойствие, но и 200 тысяч рублей с каждого ввезённого автомобиля в местный бюджет плюс доходы от смежных сфер деятельности. Деньги нелишние в условиях амбициозных планов по освоению окраинных земель.