В последние годы московские продовольственные рынки переживают не самые лучшие времена – они проиграют дискаунтерам и их количество постепенно снижается. Так, например, в 90-х годах прошлого века в столице работало порядка 240 таких центров торговли, а сейчас осталось только около 30 фермерских рынков. Однако это не значит, что продовольственные рынки вовсе вскоре исчезнут из обихода, просто они постепенно начинают преобразовываться, искать новые форматы, такие как гастрономический бутик, и начинают уже конкурировать не только с продуктовыми торговыми сетями, но и с кафе-ресторанами.
Одной из причин, по которой начала снижаться популярность традиционных продуктовых рынков, стал стремительный рост торговых центров в Москве. На данный момент в городе насчитывается порядка 6.5 млн м2 торговых площадей, треть из которых была введена в эксплуатацию в последние три года. При этом владельцы недвижимости всячески стремятся заполнить эти площади, что перераспределяет столичный товарооборот в торговые центры. Влияет на развитие столичных фермерских рынков и появление таких проектов, как мелкооптовый агрокластер Фуд Сити, цены на котором зачастую ниже.
В таких условиях столичные продовольственные рынки вынуждены менять свою стратеги. Здесь существуют три пути развития – реконструкция старых рынков советской постройки с учетом современных реалий, создание сетевых проектов рынков или открытие гастрономических бутиков в торговых центрах. Удачным примером первого варианта можно назвать Даниловский рынок, который сменил концепцию и теперь работает в формате американского Chelsea Market – закрытого продуктового мола, объединяющего под своей крышей продавцов фермерской продукции и различных точек общепита, представляющих самые разные кухни мира.
Хорошим примером гастрономического бутика может быть открывшийся недавно в Москве проект Eataly, придуманный десять лет назад в Италии. Его концепция подразумевает совмещение некоего подобия фермерского рынка и точек питания. При этом готовят в этом общепите на глазах посетителей из продуктов приобретенных здесь же. Не стоит забывать и о торговых центрах, количество которых в городе постоянно увеличивается. В них уже появляются такие локации как Фермерский рынок в ТЦ Праздник, ЭкоЯрмарка в ТЦ Сормовский или LavkaLavka в ТРЦ Мега, но их количество будет расти. И это будет происходить несмотря на почти 100% наличие в любом ТЦ крупного супермаркета, цены в котором все же ниже фермерских рынков.
Источник: Forbes