Уже третий месяц подряд российский автомобильный рынок лихорадит – продажи падают, с каждым разом всё глубже и глубже. Казалось бы, острую фазу локдаунов страна успешно преодолела ещё в прошлом году, и спрос обрёл былую силу. Но нет. В сентябре, сообщает Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи снизились на -23%.
«В сентябре 2021 года продано всего 119’485 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что демонстрирует снижение рынка на 22.6% — комментирует ситуацию Томас Штэрцель, председатель автомобильного комитета. – Как и ожидалось, негативный тренд продолжается, хотя по результатам первых трех кварталов все же наблюдается рост на 15.1% по сравнению с тем же периодом 2020 года: всего продано 1’260’111 новых машин».
«Существующий сильный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, наравне с новыми вызывающими опасения факторами, такими как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут формировать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев. На данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна», – добавил он.
В действительности, глядя на Топ-5 самых продаваемых марок в сентябре, ситуация выглядит устрашающей:
- Lada – 17’189 проданных машин (-51% год к году)
- Kia – 17’037 шт. (-16%)
- Hyundai – 13’624 шт. (-26%)
- Toyota – 10’039 шт. (+18%)
- Volkswagen – 7’752 шт. (-27%)
Бренды, формирующие рынок, показывают огромное падение. АвтоВАЗ с его самым демократичным ценником упал в два раза!
С иномарками, понятно, скажите вы, но в чем дело у Lada?
Виновник, как пишет в августовском отчете тольяттинская пресс-служба, все тот же – дефицит электронных компонентов, «более всего повлиявший на производство семейства Lada Granta». Напрашивается вопрос, а как же пресловутая локализация?…
«АвтоВАЗ, как и многие автомобильные заводы по всему миру, испытывает нехватку поставок необходимых электронных компонентов. Компания прилагает все возможные усилия, чтобы исправить ситуацию и как можно скорее возобновить регулярное производство автомобилей. Очевидно, что возвращение к нормальному режиму производства займет некоторое время и может привести к более длительному сроку поставок автомобилей в дилерские центры», – комментировал ситуация глава компании Николя Мор.
Падение это началось не вчера. В июле сбыт упал на -6.5%, в августе яма увеличилась до -17%, а в сентябре провалилась уже до -22.6%. В целом третий квартал этого года оказался на -15.1% ниже аналогичного периода 2020 года.
Только благодаря невероятно сильному второму кварталу, когда продажи взлетели на +103.6%, итог девяти месяцев всё ещё остается в плюсе (+15.1%).
Если же всмотреться в детали, то можно увидеть, что есть и положительные моменты.
Во-первых, по итогам девяти месяцев неуклонный рост демонстрирует сегмент легкой коммерческой техники – +25.3%! Это значит, что бизнес ожил и вкладывается в свои автопарки.
Во-вторых, на +23.1% вырос сегмент премиальных машин. BMW, кстати, продолжает удерживать титул лидера сегмента и увеличивает отрыв от Mercedes-Benz.
Сегмент массового спроса пока также находится в плюсе – +13.4%.
ТОП-25 самых продаваемых автомобилей в России в январе-сентябре 2021 года