Европейские продажи полноценных – батарейных – электромобилей (BEV) выросли по итогам января-сентября 2025 года на +25% год к году (г/г), сообщает Ассоциация автомобильных производителей Европы (ACEA).
В то же время, в целом автомобильный рынок Европы (ЕС + Великобритания + страны EFTA – Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария) демонстрирует весьма скромный рост – +1.5% г/г. При этом большинство самых крупных региональных рынков демонстрирует либо стагнацию, либо падение:
- Германия – продано 2 110 348 машины (-0.3% г/г)
- Великобритания 1 578 172 шт (+4.2%)
- Франция – 1 186 784 шт (-6.3%)
- Италия – 1 167 995 шт (-2.9%)
- Испания – 854 658 шт (+14.8%)
Большой вклад в эту отрицательную динамику вносят продажи автомобилей на традиционном топливе:
- Бензин – 2 698 530 шт (-19.2% г/г)
- Дизель – 798 987 шт (-24.3% г/г)
Альтернативные виды топлива – электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV), электрические гибриды (HEV) и прочие – наоборот, показывают рост:
- BEV – 1 796 688 шт (+25.4%)
- PHEV – 918 527 шт (+32.0%)
- HEV – 3 454 676 шт (+15.04%)
- топливные элементы, природный и сжиженный газ, E85/этанол и т.п. – 261 119 шт (+4.8%)
Процесс замещения традиционных видов топлива электричества идёт довольно активно. Если ещё год назад в январе-сентябре на электромобили (BEV) приходилось 14.7%, то сейчас это 18.1% новых проданных автомобилей.
Уже традиционно самый высокий уровень проникновения электромобилей демонстрирует Норвегия – если год назад 88% новых купленных автомобилей были электромобили, то в этом году показатель достиг уже 94.9%(!). Среди остальных стран-лидеров по этому показателю – Дания (66%), Финляндия (35.6%), Нидерланды (35.4%), Исландия (35.1%). Понятно, что это небольшие рынки, но психологическую границу в 20% уже перешагнул второй по размеру европейский рынок – Великобритания (22.1%), близки к ней Франция (18.2%) и Германия (18.1%).
В отличие от России в автомобильной статистике продаж Европы вы фактически не увидите китайских брендов. Здесь есть лишь SAIC Motor с долей 2.3% и BYD – доля 1.2% по итогам января-сентября 2025 года.
Как пишут аналитики ACEA, сентябрь 2025 года стал лишь третьим месяцев подряд, когда наблюдается скромный, но рост рынка ЕС, который был поддержан запуском продаж новых моделей.
В России по итогам первых трёх кварталов 2025 года рынок новых легковых автомобилей составил 890 300 шт, что на -22% меньше, чем годом ранее, сообщает Минпромторг РФ. Российский рынок электромобилей за этот период упал ещё больше – на -43% до 8 700 шт.
Единственный положительный момент – доля отечественной автомобильной техники по итогам января-сентября 2025 года увеличилась на 11 процентных пунктов, составив 30%. Впрочем, эту картину мы наблюдали уже не раз – падение российского автомобильного рынка обычно сопровождается ростом доли локальной сборки, объяснение которому весьма простое – потребители вынуждены ужиматься в деньгах и спрос смещается в бюджетный сегмент АвтоВАЗа.



