В первой половине 2019 года европейские продажи электрического транспорта выросли на 34%, по сравнению с январем-июнем 2018. За год произошли значимые изменения в структуре, географии и списках лидеров продаж.
Электрификация транспорта в Европе продолжает сохранять высокие темпы. И хотя по результатам 2018 года их доля на дорогах ЕС пока не превышает 1%, но присутствие подключаемых к розетке автомобилей в общих продажах неуклонно растет. Ожидается, что по итогам года она достигнет 3% (против 2.2% в 2018). Однако от страны к стране этот показатель отличается в десятки раз.
По данным агентства EV-Volumes.com, в первой половине 2019 года в Европе было продано 259’000 электрифицированных машин, что включает в себя и гибриды (PHEV), и 100-процентные электромобили (BEV). Доля подключаемых автомобилей в общем объеме продаж новых легковых машин достигла 2.9% в июне, и 2.7% за первые шесть месяцев этого года.
Гибриды (PHEV) продолжают уступать место полностью электрическим моделям (BEV). Если в первой половине 2018 доля BEV была 51%, то в этом полугодии она достигла 68%. Все это результат ужесточения европейских норм по выбросам СО2, действия новых мер господдержки и появления новых батарей, обеспечивающих больший пробег на одном заряде.
В списке ведущих поставщиков подключаемых машин произошли существенные изменения. Маркой №1 стала Tesla – она продала 38 тыс. электромобилей, оттеснив прошлогодних лидеров BMW, Volkswagen и Renault. И все благодаря выводу на рынок Tesla Model 3 в январе 2019.
Model 3 не только вывела Тесла на первое место среди автопроизводителей, внеся в общий зачет 12’500 заказов, но стала моделью бестселлером, сместив с пьедестала Renault Zoe.
Почти в два раза прибавил продажи и концерн Hyundai-Kia, заняв третью строчку рейтинга.
BMW, занявшая вторую строчку, возможно отыграет свое после того, как перезапустит продажи обновленных гибридов 3-series и X5.
Существенный провал в продажах продемонстрировали Mercedes (-37%) и Volkswagen (-26%) после того, как сильно затянули с выводом своих обновленных PHEV-моделей, запланированных на третий и четвертый кварталы.
Знаковое изменение произошло и с географией покупок. Норвегия по объёму продаж уступила пальму первенства Германии. На третьем месте идет Франция. Из ТОП15 рынков электромобилей только Великобритания показала снижение продаж (-5%), что было вызвано отменой субсидий для гибридов, а для BEV они были снижены на 1’000 фунтов стерлингов (-80’000 руб.). Кроме того, в ожидании обнуления налогов для корпоративных электромобилей в апреле 2020 многие компании отложили их покупку до старта программы.
Если посмотреть на рейтинг стран по доле электромобилей в продажах новых легковых машин, то Норвегия все ещё лидирует с огромным отрывом – 47%, из которых BEV – 38%, а PHEV – 9%.
На втором месте Исландия, где каждая десятая проданная машина – электрифицирована. На третьем – Швеция (7.4%).
Китай по доле подключаемых машин лишь на пятом месте с 4.8%, однако в штуках – это рынок номер 1 в мире – 633’000 электромобилей за полгода. США замыкают двадцатку этого рейтинга с 1.8%.
По оценке экспертов, в 2019 году в Европе будет продано порядка 540 тыс. электромобилей, из которых 70% придется на BEV и 30% на PHEV. Продажи гибридов вырастут, но лидерство они уже никогда не отвоюют.