Международный Валютный Фонд (МВФ) выпустил новый отчет о состоянии дел в российской экономике и прогноз на 2019-2020 годы. В сравнении с прошлогодними ожиданиями прогноз роста ВВП на 2019 год был слишком оптимистичным и его снизили с 1.5% до 1.2%. Зато в 2020 году ожидается рост до 1.9%.
Прогнозы
По результатам 2019 года международные эксперты ожидают роста инфляции в России до 4.9% — это выше, чем планирует наше правительство. В 2020 году индекс цен должен войти в 4% целевой коридор и составить 3.9%.
Предполагается, что в эти два года безработица останется на том же уровне в 4.8%.
Цены на нефть снизятся до $68.4 за баррель марки Брент в 2019 и до $66.9 в 2020 году. Объемы экспорта черного золота в натуральном выражении упадут на -1% в 2019 и вырастут на 1.9% в 2020 году. Однако доходы от продажи ресурсов продолжат падать, составив $197.2 и $196.2 млрд., соответственно.
Национальные резервы при этом, в сравнении с 2018 годом, вырастут на 10%, достигнув $517.5 млрд. В 2020 они еще вырастут на 6.6%, составив $551.5 млрд.
Среднесрочные оценки и риски
Как пишут аналитики МВФ, в последние годы российские власти смогли достигнуть устойчивости к внешним экономическим угрозам.
Однако в среднесрочной перспективе темпы роста ВВП страны останутся довольно скромными – 1.8% в виду международных санкций и внутренних структурных ограничений. Это данные уже с учетом планируемых национальных проектов и проведенной пенсионной реформой.
Основные риски – это новые санкции США, которые ослабят инвестиционную привлекательность страны. Кроме того, развязанные глобальные торговые войны также могут повлиять на экспортный доход России, которым она сейчас пользуется. Еще один риск – быстрый рост потребительского кредитования, который может привести к накоплению плохих долгов, о чем трубит глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Для существенного роста экономики в долгосрочном плане стране необходимо снизить риски стагнации, решить вопрос с чрезмерным присутствием государственного сектора в экономике, излишним регулированием и обратить внимание на институциональные слабости.
Налоговая база
Как пишет МВФ, бюджет России может здорово выиграть от расширения налоговой базы, сделав нагрузку приемлемой. Прямые налоги у нас довольно высокие, включая социальные взносы в размере 30% для большинства работников. Переход от прямых к косвенным (например, снижение социальных взносов за счет расширения базы НДС) может снизить неформальную занятость, однако это может сильно ударить по малообеспеченным слоям населения, снизив их покупательскую способность.
Вместе с тем планы властей повысить пенсии на 40% (!) в ближайшие 6 лет может нивелировать этот риск.
Нефтяной сектор
Налогообложение нефтяной отрасли эксперты рекомендуют упростить. Замена экспортных пошлин налогом на добычу полезных ископаемых создал бы равные условия игрокам как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Однако эффективность этого маневра была ослаблена введением «обратного акциза», который субсидирует внутреннюю переработку и потребление. Поэтому они советуют постепенно отказаться от обратного акциза, одновременно отслеживая влияние роста топливных цен на уязвимые группы населения.
Социальные расходы
МВФ приветствует стремление российских властей увеличить расходы на социальную поддержку. Вместе с тем фонд обращает внимание, что расходы на здравоохранение должны расти вместе с её эффективностью. В стране также большие проблемы с дорогами и воздушным сообщением. Эксперты поддерживают проведение пенсионной реформы, но отмечают, что положения о досрочном выходе «чрезмерно щедрые».
Расходы на социальную помощь относительно высокие, но слишком широкие и мало до кого доходят. Её следует сделать более целенаправленной, чтобы сократить текущие масштабы нищеты, обратившись к проверенным практикой методам.
Банковский сектор
МВФ рекомендует продолжить процесс консолидации в банковском секторе (ждите новые отзывы лицензий у банков).