25 ноября 2016 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке прошло познавательное, душевное и блистательное мероприятие – светский раут для ценителей искусства, архитектуры и музыки. Виновником торжества стал издатель, коллекционер, меценат и добрый друг музея Андрей Руденцов.
Издательский дом Руденцовых, основанный в 2005 году, сфокусирован на эксклюзивной и премиальной книжной и бизнес-продукции (визитки, каталоги, сувениры).
Почётные гости вечера: искусствоведы, меценаты и коллекционеры, имели возможность посетить уютный музейный уголок и увидеть прекрасную коллекцию русской наборной мебели, часть которой – коллекция А. Руденцова из его частной галереи «Три века».
На рауте А. Руденцов представил новинку своего издательства – монографию из серии «Архитектурное наследие России», посвященную русскому архитектору Роману Клейну, в числе шестидесяти московских зданий построившего ЦУМ и ГМИИ им. Пушкина; последнее принесло ему звание академика архитектуры.
Роман Иванович Клейн (1858-1924) – архитектор, учившийся у В.О. Шервуда и А.П. Попова, в Академии Художеств и стажировавшийся в Италии и Франции, у знаменитого Ш. Гарнье. Одним из первых использовал новые конструкции (железобетон, сталь, стекло). Работал в стилях модерна и неоклассицизма, но также широко использовал элементы древнерусского зодчества, готики и палладианства.
И, главное, посетители музея стали свидетелями поднесения А. Руденцовым в дар музею портрета генерала И.О. Сухозанета, участника войны 1812 года, современника А.С. Пушкина, которого поэт знал лично и упоминал в своём дневнике 1833-1835 гг в связи с его назначением директором директором Пажеского и всех сухопутных корпусов и Дворянского полка.
Генерал сыграл роль в обстреле друзей Пушкина 14 декабря на Сенатской площади, когда его артиллерия рассеяла каре декабристов. И.О. Сухозанет, которого 29 ноября 1833 года поэт характеризовал как «человека запятнанного, вошедшего в люди через Яшвиля – педераста и отъявленного игрока, товарища Мартынова и Никитина», был также членом военного совета Военного министерства и руководил Императорской военной академией. Таким образом, портрет яркого и существенного политического деятеля эпохи кисти Таддеуша Майера несомненно обогатит коллекцию музея им. А.С. Пушкина, её панораму пушкинского времени.
Все три события сопровождались прекрасным оперным концертом, на котором певцы из Санкт-Петербурга пели шедевры мировой вокальной музыки и романсы на слова А. Пушкина. Так Музей А.С. Пушкина, здание которого некогда принадлежало князьям Барятинским, затем – Хрущёвым-Селезнёвым, снова ожил в великолепии вечерних туалетов прекрасных дам и их серьёзных кавалеров. Культурно-политический журнал «Э Вести» поинтересовался у Андрея Руденцова:
ЭВ: Скажите, пожалуйста, чем вызвано Ваше внимание к музею им А.С. Пушкина и преподнесение ему в дар произведения? Вы – большой поклонник музея, фанат поэта?
Руденцов А.: Вы знаете, я фанат искусства в разных его формах: в архитектуре, поэзии и музыке. Так сложилось, что именно с этим музеем у нас сложились особые отношения, и свою роль сыграла моя любовь к поэту. Вы знаете, есть масса других музеев в честь тех, которых я люблю, но отношения с музеем не складываются так, как с этим. То есть, сначала был гений места, затем люди, которые здесь работают, они сумели открыть больше нюансов.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, почему Вы приобрели этот портрет? Генерал Сухозанет не из числа самых известных…
Руденцов А.: Я люблю портреты, люблю акварели, собираю русские портретные миниатюры, у меня их около 300 штук.
Что касается этого портрета, то мне кажется, что было красиво и уместно его подарить, ведь музей рассказывает не только о Пушкине, но и о людях, которые его окружали. Не смогли купить – примите в дар. До сегодняшнего дня этого персонажа в музее не было.
Я купил этот портрет потому, что у меня в коллекции не было художника Таддеуша Майера, а также потому, что этот портрет хороший по живописи.
Сухозанет — это особая личность, боевой генерал, который прошёл войну 1812 года, 20 лет возглавлял Военную академию. Большинство тех, кого портретировали в то время – это незаурядные люди.