По данным PwC, в первой половине 2017 года стоимость владения легковым автомобилем в России выросла в среднем на 9.6% в сравнении с 2016 годом. Наибольший рост в 25.3% показали автомобили бизнес-класса. Но это ничто, если прибавить к ней стоимость парковки в Москве.
Стоимость владения автомобиля (TCO, total cost of ownership) – это расчетная величина, которая показывает, сколько человек потратит на машину за время владения ей. Она включает в себя разницу между ценой покупки нового автомобиля и ценой последующей продажи подержанной машины (т.н. потеря стоимости), плюс все траты связанные с ее владением.
Основные составляющие стоимости владения:
Потеря стоимости – разница между ценой покупки нового автомобиля и ценой последующей продажи подержанной машины. Это самая существенная статья расходов: от 28% для компактных автомобилей до 49% для бизнес машин.
В среднем за три года 34-37% своей стоимости теряют машины гольф-класса, среднеразмерные седаны, компактные и среднеразмерные кроссоверы. Чуть больше – 42-43% — полноразмерные внедорожники.
В исследовании были рассмотрены официально продаваемые в России легковые автомобили, которые были сгруппированы в 8 сегментов по цене и размеру. Каждый сегмент был представлен 5 самыми популярными (продаваемыми) моделями:
- Компактные (B класс) – Lada Granta, Renault Logan, Kia Rio, Hyundai Solaris, VW Polo
- Гольф (C класс) – VW Jetta, Kia Ceed, Skoda Octavia, Nissan Almera, Ford Focus
- Средние (D класс) – Opel Insignia, VW Passat, Mazda 6, Toyota Camry, Skoda Superb
- Бизнес (E класс) – Mercedes E-class, Audi A6, BMW 5-series, Lexus ES, Jaguar XF
- Компактные кроссоверы (SUV-C класс) – Kia Sportage, VW Tiguan, Nissan Qashqai, Hyundai Tucson, Toyota Rav4
- Среднеразмерные кроссоверы (SUV-D класс) – Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Audi Q5
- Полноразмерные внедорожники до 3 млн. руб. (SUV-E) – Toyota Highlander, Toyota LC Prado, Ford Explorer, Mitsubishi Pajero, VW Touareg
- Полноразмерные внедорожники свыше 3 млн. руб. (SUV-E+) – BMW X5, Infiniti QX70, Mercedes GLE, Toyota LC 200, LR Range Rover Sport
Для анализа брался автомобиль в базовой комплектации с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач, который приобретался в кредит с 50% первоначальным взносом. Срок эксплуатации – 3 года (гарантийный срок). Использовались данные открытых источников и дилеров.
По сравнению с данными на начало 2016 года доля потери цены машины в стоимости владения практически не изменилась (колебания 0-3 процентных пункта, далее п.п.).
Страхование – включает в себя стоимость полисов КАСКО и ОСАГО. Это вторая самая существенная статья расходов на машины, чья доля составляет 19-26%. Максимальные 26% принадлежать среднеразмерным машинам класса (E класс), минимум – 19% – C классу, SUV-E и SUV-E+.
За последний год доля затрат на страхование снизилась на 1-5% для всех сегментов, кроме компактных и среднеразмерных кроссоверов (SUV-C, SUV-D), для которых эта доля расходов осталась прежней 23% и 21%, соответственно.
Кредит – включает в себя переплату по кредиту (проценты) за три года. Для всех сегментов эта статья расходов существенная – ее доля равна 15-18%. Исключение составляют машины B и C классов, для которых это 9-10%, что объясняется попаданием в государственную программу льготного автокредитования.
За год доля расходов, приходящихся на кредит, упала на 1-7%, что объясняется снижением ключевой ставки ЦБ и последующим снижением ставок по кредитам. Исключением стал ее рост для полноразмерных внедорожников для SUV-E до 18% (+1 п.п.) и для SUV-E+ до 23% (+8 п.п.), что можно объяснить только ростом кредитных ставок и цен на автомобили.
Топливо – расчеты базируются на среднем пробеге для каждого сегмента (данные порталов по продаже подержанных машин), расходе топлива по техпаспорту и котировках стоимости бензина (АИ-92, АИ-95, АИ-98). Рост акцизов на топливо привело к росту розничных цен на 8-12%. Однако чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на топливо. Поэтому для автомобилей B и C классов рост цен на бензин привел к росту доли этих расходов до 23% (+1 п.п.) и 24% (+7 п.п.), соответственно. На остальные сегменты рост стоимости бензина фактически не повлиял, доля этой статьи затрат – 6-15%.
Плановое техобслуживание (ТО) – стоимость обслуживания в технических центрах выросла за год незначительно, и доля этих расходов осталась прежней 2-5%.
Налоги и сборы – включают в себя регистрацию в ГИБДД и транспортный налог. Доля этих расходов осталось примерно на том же уровне 2%, что и год назад. Для машин дороже 3 млн. рублей – это 5% в структуре затрат из-за повышающих коэффициентов «налога на роскошь».
Прочие расходы – включают в себя стоимость зимних шин (замена 2 раза в год) и мойку (2 раза в месяц). Их доля в структуре стоимости владения колеблется от 3% до 10%. Чем дешевле машина (B, C, SUV-C), тем выше их доля – 8-10%. Для остальных – это 3-6%.
ИТОГИ
Результаты исследования говорят о том, что в первой половине 2017 года стоимость владения легковым автомобилем в России выросла в среднем на +9.6% по сравнению с 2016 годом.
Годовая стоимость владения по сегментам:
- B класс – 195’600 руб (-1.6%)
- C класс – 266’900 руб (+0.5%)
- D класс – 420’700 руб (+13.0%)
- E класс – 865’900 руб (+25.3%)
- SUV-C класс – 351’000 руб (+7.1%)
- SUV-D класс – 468’400 руб (+8.8%)
- SUV-E класс – 697’400 руб (+10.7%)
- SUV-E+ класс – 1’177’200 руб (+13.4%)
Основными причинами роста стоимости владения стали:
- рост цен на новые автомобили
- рост стоимости страховки КАСКО и ОСАГО
- рост цен на топливо и прочих расходов
- расширение списка машин, облагаемых налогом на роскошь.
Сдерживали этот рост: снижение кредитных ставок и рост цен на подержанные машины.
Эти результаты не включают в себя расходы на парковку, которые актуальны преимущественно для Москвы и крупных городов. В конце 2016 года в Москве с целью разгрузки городских парковок тарифы были повышены, и ожидается их очередной рост для достижения норматива – 15% свободных мест. Сейчас стоимость годового абонемента (8 часов в рабочие дни) – 200’000 рублей.
При регулярном использовании платных парковок доля данной статьи расходов становится существенной – 15-51% (10-38% в 2016 году). И чем дешевле машина, тем эта доля выше, становясь фактически запретительной.