Около трёх столетий девушка, читающая письмо на картине Иоганна Вермеера, никак не намекала на то, что содержалось в том послании.
Её одинокая фигура, склонившаяся над запиской в тусклом освещении, навивает медитативное настроение размышлений о том, кто прислал ей эту записку, что в ней. Сообщение ли об утрате родных, об успешной ли торговле мужа, новости ли от брата или сестры?
На прошлой неделе галерея Alte Meister в Дрездене, где картина провела большую часть своей долгой жизни, наконец-то раскрыла тайну, давным-давно скрываемую под слоями краски.
В преддверии выставки знаменитого голландского художника музей опубликовал отреставрированный вид «Девушки, читающей письмо у открытого окна» — картины написанной Вермеером в 1657-59 годах. И она резко отличается от того, что мы привыкли видеть.
Четыре года кропотливой реставрационной работы раскрыли изображение Купидона, обнаруженное рентгеном ещё в 1979 году, но представленное публике только сейчас.
Купидон – римский бог любви, которого часто представляют в виде крылатого мальчика – придает письму новые оттенки привязанности, тоски и надежд.
Когда 42 года назад был впервые найден спрятанный Купидон, эксперты посчитали, что художник сам нарисовал его. Рентгеновские снимки других картин часто выявляли ранние наброски, и Вермеер, как известно, переделывал свои композиции, полагая, что гармония его картин отражает гармонию Бога.
«Было логично предположить, что Вермеер перекрасил эту часть своей композиции, потому что он делал это несколько раз, – рассказывает CNN историк искусства и директор Alte Meister Стефан Коджи. – Он действительно был перфекционистом, пытавшимся создать наиболее выверенную и убедительную композицию».
Однако, когда реставраторы начали чистить картину, они обнаружили, что лак на изображении пустой стены за девушкой другой и консистенция краски другая. Анализ образцов в археометрической лаборатории обнаружил грязь, скрывающуюся между слоями краски, сигнализируя о том, что намного позже кто-то другой записал Купидона.
«Мы поняли, что грязь означает, что картина была закончена, она подвергалась воздействию света и условий помещения в течение нескольких десятилетий», – говорит Коджа. Теперь эксперты полагают, что он был закрашен где-то в начале 18 века. Но о том, кто это сделал, они могут только догадываться.
Коджа предполагает, что картина была изменена, чтобы больше походить на работу Рембрандта, возможно, фламандским управляющим коллекцией, который также был художником.
Изменение чужой картины «было довольно типичным в то время», говорит он. «Картины менялись в соответствии со вкусом… В наши дни мы думаем, что совершенно немыслимо, как вы могли прикоснуться к Вермееру, но в другие столетия владельцы не были такими нерешительными», – пояснил историк.
Коджа напоминает, что несколько других картин Вермеера также были изменены. Например, голубое небо было подрисовано в его ранней работе «Диана и ее спутники», или перетянутое под другую раму картина «Женщина, держащая равновесие». Обе картины теперь восстановлены в их первоначальной композиции.