Разрезанная картина Мане ненадолго снова станет одним целым

Разрезанная картина Мане ненадолго снова станет одним целым

Впервые более чем за 150 лет две половинки картины Эдуарда Мане, которые до того, как художник решил разделить их, были единым целы, временно воссоединятся на выставке в Лондонской национальной галерее. Это даёт редкую возможность взглянуть на творческий процесс Мане и на шумную атмосферу парижских кафе, которую он стремился запечатлеть.

В 1874 году французский модернист приступил к работе над новым полотном, написав не помпезный портрет или великолепную батальную сцену, а просто момент повседневной жизни в парижском кафе. Однако в композиции автору что-то казалось негармоничным. После нескольких попыток решить проблему Мане сдался и разделил полотно на две части.

Впрочем, в кругу знакомых художника не все были согласны, что это стоило делать. Друг и коллега Мане по искусству Гастон Ла Туш выразил опасения, которые разделяли другие члены его круга, что «композиция обладала многими замечательными качествами, а слабые места были незаметны».

Появившиеся в результате две картины — «В кафе» и «Уголок кафе-концерта» — изображают разные половины барной стойки в пивном ресторане Reichshoffen в оживлённом парижском районе Монмартр.

Эдуард Мане, «В кафе» (1878).
Эдуард Мане, «В кафе» (1878).

Хотя обе картины родились из одного полотна, закончены они были уже как самостоятельные произведения. Обе картины выставлялись в отдельных залах на Трёхлетнем салоне в Антверпене в 1879 году. Там они были приобретены марсельским коллекционером Этьеном Барруа, а после его смерти в 1887 году они достались разным владельцам.

В конечном итоге «Уголок кафе-концерта» попал в коллекцию Национальной галереи в Лондоне в 1924 году. А «В кафе» было приобретено швейцарским коллекционером Оскаром Рейнхартом в 1953 году и доступно для широкой публике в его бывшем доме, ныне являющемся музеем, в Винтертуре, на севере Швейцарии.

Эдуард Мане, «Уголок кафе-концерта» (1878-80)
Эдуард Мане, «Уголок кафе-концерта» (1878-80)

Сейчас же швейцарская «половинка» приехала в Лондон для участия выставке «От Гойи до импрессионизма: шедевры из коллекции Оскара Рейнхарта» в галерее Курто, которая продлится до 26 мая.

Пока оба изображения находятся на разных концах лондонской улицы Стрэнд, однако поклонникам художника не придётся бегать из угла в угол, чтобы представить оригинальную композицию. После закрытия выставки «От Гойи к импрессионизму» в мае две части картины будут временно воссоединятся в Национальной лондонской галерее.

Экспозиция даст посетителям представление о композиции, которая впервые была задумана Мане в виде рисунка мелом и карандашом в карманном альбоме для рисования, который он носил с собой, посещая местные кафе и бары. Тогда были изображены только мужчина в цилиндре и барменша напротив, но как только Мане приступил к работе с красками, на холсте появилось ещё несколько фигур, чтобы придать картине большую динамику.

На картине «В кафе» джентльмен в цилиндре сидит рядом с женщиной, моделями которых выступили художник Анри Жерар и актриса Эллен Андре. Их взаимоотношения остаются неясными из-за того, что их взгляды устремлены в разные стороны. Вместе с тем, в то время социальные нормы не позволяли женщине находиться в пивном ресторане в одиночестве.

Мимолётный, постоянно мелькающий поток посетителей кафе художник запечатлел плавным нанесением красок. Так отсутствие натуралистичных текстурных деталей позволяет более правдиво передать то, как мы воспринимаем окружающую обстановку, когда наш взгляд скользит по оживлённому помещению.

Добиться такого эффекта не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мане неоднократно перерабатывал холст, вносил радикальные коррективы, в том числе переместил полоску холста, которая была вырезана из «В кафе» и добавлена к «Уголку кафе-концерта», а затем снова возвращена и прикреплена к правому краю «В кафе». Кроме того, здесь мы видим фигуру, которая, очевидно, изначально была мужчиной, о чём свидетельствует мужской белый воротничок, но затем персонаж бы превращён в молодую женщину с длинными волосами.

Правильно ли поступил Мане, разделив картину на две? Конечно, да — ведь это право и привилегия автора решать, каким должно быть его творение. Но, давайте представим, какой могла быть оригинальная композиция на нашей реконструкции ниже.

Вариант реконструкции первоначальной картины сделанный редакцией Э-Вести
Вариант реконструкции первоначальной картины сделанный редакцией Э-Вести
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку