Глава французского аукционного дома Эмерик Руйак даже не подозревал, чем обернётся для него поездка к своему клиенту, который хотел с ним посоветоваться относительно продажи одного из предметов коллекции.
После обсуждения деталей будущей продажи, прощаясь с хозяевами, рядом с семейными фотографиями на фортепьяно в гостиной Руйак заметил небольшую мраморную фигурку. Она напоминала многочисленные копии работ французского модерниста Огюста Родена. Руйак поинтересовался: «Это подлинник?»
«Они ответили: «Это подделка, копия»», – рассказывает аукционист, но он всё же решил перепроверить, ведь деталировка композиции были удивительной.
«Спина, мышцы – они идеальны, – говорит он корреспонденту CNN. – Вы можете увидеть каждый позвонок в позвоночном столбе».
Проведя собственное исследование, Руйяк отнес скульптуру на экспертизу в Комитет Родена, который ведёт каталог работ художника.
Жером Ле Блэ, соучредитель Комитета Родена, говорит, что его сразу же поразила «исключительная» работа.
«Я сразу понял, что она подлинная – сказал он. – У меня не было абсолютно никаких сомнений».
Этот конкретный экземпляр «необычайно хорошо выполнен», говорит Ле Блэ, добавляя, что он относится к периоду, когда Роден посвящал огромное количество времени созданию небольшого количества скульптур.
«Оплот отчаяния» (ок. 1892-93) – это аллегория отчаяния; скульптура из белого мрамора размером всего 28.5 х 15 х 25 см изначально была создана по образцу монументальной работы Родена «Врата ада», в которой представлено более 200 фигур и групп. Она изображает сидящую обнажённую женщину, её правая нога плотно прижата к телу, левая вытянута, а руки держатся за левую ступню.
Считается, что первоначально скульптура была продана финансисту Александру Блану, затем в 1906 году она попала на аукцион, где была продана за 4100 франков. Позднее она оказалась у парижского арт-дилера Эжена Финшхофа, а затем у парижского коллекционера Поля Шевалье.

На распродаже «Вечеринка в саду», которая проходила в замке Шато де Вилландри, произведение искусства досталось новому владельцу. Торги продолжались более 20 минут, за приз боролись коллекционеры из Китая, Швейцарии и Соединённых Штатов. Молодой банкир с Западного побережья США забрал его домой за 1.2 миллиона долларов.
В 1990 году мраморная скульптура с таким же названием и примерно такого же размера была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 797 500 долларов, что было значительно выше первоначальной оценки в 220 000 долларов; в воскресенье этот рекорд был побит. Другие схожие экземпляры, как пишет аукционный дом, находятся в Цюрихском Кунстхаусе из коллекции Эмиля Бюрле и в художественном музее Филадельфии. Более крупный образец из известняка находится в коллекции произведений искусства Кантора в Стэнфордском университете в Калифорнии.
Продажа скульптуры финансисту в 1906 году и банкиру в 2025 году побудила аукциониста сухо заметить в материалах для прессы: «Отчаяние вдохновляет банкиров».
Роден, пожалуй, наиболее известен благодаря другой аллегорической фигуре – Мыслителю, впервые заказанной в 1880 году и предназначенной для установки в проёме будущего музея декоративно-прикладного искусства, но позже переосмысленной как самостоятельное произведение.
Аукционный рекорд работ Родена – 20.4 миллиона долларов – был установлен 60-сантиметровой мраморной скульптурой «Время печати» (1884), проданной на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2016 году. Другие семь его работ были проданы более чем за 10 миллионов долларов, три из них – бронзовые слепки Мыслителя.