Редкий портрет Караваджо впервые выставили на обозрение публики

Редкий портрет Караваджо впервые выставили на обозрение публики

Более 60 лет назад искусствоведы атрибутировали одну из картин частной коллекции, как редкий портрет кисти Караваджо, знаменитого художника эпохи барокко, известного своими яркими реалистическими работами. И до настоящего момента это произведение никогда не выставлялось на всеобщее обозрение.

На портрете, выполненном в начале 1600-х годов, изображён монсеньёр Маффео Барберини, который позже станет папой Урбаном VIII. Благодаря долгим и настойчивым просьбам Национальной галереи древнего искусства в римском Палаццо Барберини, эта картина наконец-то выходит в свет, выставляясь в особняке своего автора.

«Это портрет кисти Караваджо, который все хотели увидеть на протяжении десятилетий, — рассказывает Томас Клемент Саломон, директор Национальной галереи древнего искусства. — Я разговаривал со многими людьми, и все они говорили, что это невозможно».

Но Саломон настаивал и в конце концов убедил анонимного владельца портрета одолжить его музею на время.

«[Картина] играет на свете и тени, — говорит искусствовед Паола Ничита, со-куратор выставки. — Прелесть картины — в руках: левая рука сжимает письмо… а правая выходит из картины, входя в наше пространство. Этот удивительный жест вытянутой правой руки очень напоминает жест Христа в картине «Призвание святого Матфея», написанной Караваджо около 1600 года».

На портрете монсеньёра Маффео Барберини кисти Караваджо изображён человек, сидящий на деревянном стуле в блестящем зелёном одеянии и чёрной шапке и, казалось бы, беседующий с кем-то справа от себя.

Как настоящий христианин итальянский художник часто вдохновлялся библейскими сюжетами, включая кровавые истории: среди его наиболее известных работ — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1599 года) и «Обращение святого Павла» (около 1601 года).

Караваджо родился в 1571 году и большую часть своей жизни провёл в Риме, где построил карьеру живописца. Работы молодого художника отличались уникальной светотенью, мастерским контрастированием света и тени для создания драматичных объёмных изображений.

Как пишет музей, портрет монсеньёра Маффео Барберини был впервые приписан Караваджо в 1963 году историком искусства Роберто Лонги. Как написал Лонги в журнале Paragone, это произведение важно для понимания портретной живописи Караваджо — художественного жанра, в котором он менее всего известен.

«Эта работа является фундаментальной, потому что количество портретов Караваджо можно пересчитать по пальцам одной руки, — объясняет Саломон. — Показывать эту работу спустя 60 лет после того, как эксперты впервые приписали её творению Караваджо, — это нечто невероятное».

Хотя авторство Караваджо в целом не вызывает сомнений, эксперты не полностью уверены в том, что портретируемый действительно является Барберини. Как говорят Саломон и Ничита, к портрету не прилагались документы, но, скорее всего, он был продан вместе с предметами из поместья Барберини, когда оно пошло с молотка в 1930-х годах.

Представители министерства культуры Италии надеются, что им удастся убедить владельца «Портрета монсеньёра Маффео Барберини» продать картину музею, чтобы она могла оставаться на всеобщем обозрении среди других работ Караваджо.

«С 1960-х годов лишь очень немногие специалисты имели возможность увидеть [портрет] лично, — рассказывает Ничита. — Одно дело знать картину по фотографиям, а другое — увидеть её воочию и осознать её качество — её почти магнетическую силу».

Портрет будет выставлен в Палаццо Барберини в Риме до 23 февраля 2025 года.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку