Более 60 лет назад искусствоведы атрибутировали одну из картин частной коллекции, как редкий портрет кисти Караваджо, знаменитого художника эпохи барокко, известного своими яркими реалистическими работами. И до настоящего момента это произведение никогда не выставлялось на всеобщее обозрение.
На портрете, выполненном в начале 1600-х годов, изображён монсеньёр Маффео Барберини, который позже станет папой Урбаном VIII. Благодаря долгим и настойчивым просьбам Национальной галереи древнего искусства в римском Палаццо Барберини, эта картина наконец-то выходит в свет, выставляясь в особняке своего автора.
«Это портрет кисти Караваджо, который все хотели увидеть на протяжении десятилетий, — рассказывает Томас Клемент Саломон, директор Национальной галереи древнего искусства. — Я разговаривал со многими людьми, и все они говорили, что это невозможно».
Но Саломон настаивал и в конце концов убедил анонимного владельца портрета одолжить его музею на время.
«[Картина] играет на свете и тени, — говорит искусствовед Паола Ничита, со-куратор выставки. — Прелесть картины — в руках: левая рука сжимает письмо… а правая выходит из картины, входя в наше пространство. Этот удивительный жест вытянутой правой руки очень напоминает жест Христа в картине «Призвание святого Матфея», написанной Караваджо около 1600 года».
На портрете монсеньёра Маффео Барберини кисти Караваджо изображён человек, сидящий на деревянном стуле в блестящем зелёном одеянии и чёрной шапке и, казалось бы, беседующий с кем-то справа от себя.
Как настоящий христианин итальянский художник часто вдохновлялся библейскими сюжетами, включая кровавые истории: среди его наиболее известных работ — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1599 года) и «Обращение святого Павла» (около 1601 года).
Караваджо родился в 1571 году и большую часть своей жизни провёл в Риме, где построил карьеру живописца. Работы молодого художника отличались уникальной светотенью, мастерским контрастированием света и тени для создания драматичных объёмных изображений.
Как пишет музей, портрет монсеньёра Маффео Барберини был впервые приписан Караваджо в 1963 году историком искусства Роберто Лонги. Как написал Лонги в журнале Paragone, это произведение важно для понимания портретной живописи Караваджо — художественного жанра, в котором он менее всего известен.
«Эта работа является фундаментальной, потому что количество портретов Караваджо можно пересчитать по пальцам одной руки, — объясняет Саломон. — Показывать эту работу спустя 60 лет после того, как эксперты впервые приписали её творению Караваджо, — это нечто невероятное».
Хотя авторство Караваджо в целом не вызывает сомнений, эксперты не полностью уверены в том, что портретируемый действительно является Барберини. Как говорят Саломон и Ничита, к портрету не прилагались документы, но, скорее всего, он был продан вместе с предметами из поместья Барберини, когда оно пошло с молотка в 1930-х годах.
Представители министерства культуры Италии надеются, что им удастся убедить владельца «Портрета монсеньёра Маффео Барберини» продать картину музею, чтобы она могла оставаться на всеобщем обозрении среди других работ Караваджо.
«С 1960-х годов лишь очень немногие специалисты имели возможность увидеть [портрет] лично, — рассказывает Ничита. — Одно дело знать картину по фотографиям, а другое — увидеть её воочию и осознать её качество — её почти магнетическую силу».
Портрет будет выставлен в Палаццо Барберини в Риме до 23 февраля 2025 года.