Президент США Дональд Трамп, который пытается повысить тарифы на импорт легковых и грузовых автомобилей, а также комплектующих и запчастей к ним из-за проблем «национальной безопасности» и занятости населения, встречает мощную оппозицию в лице игроков авторынка страны и его экспертов. Они предупреждают, что за это решение заплатят покупатели автомобилей, которые будет вынуждены платить за товар больше.
Трамп в своем Твиттере сообщил, что он попросил министра торговли Уилбура Росса (Wilbur Ross) расследовать, является ли импорт автомобилей угрозой для национальной безопасности. И пообещал в скором времени порадовать автопроизводителей. Американский автопроизводитель в настоящее время полностью интегрирован в глобальную систему производства автомобилей и запчастей. И не все оказались обрадованными, потому что все заводы, кроме Теслы, какие-то комплектующие закупают за рубежом.
В прошлом году объем продаж автомобилей в США составил 17.3 млн, но в стране было произведено всего 11 млн легковых автомобилей (64%), причем из них 2.4 млн уехало на экспорт. В итоге 44% автомобилей, покупаемых в США, импортируются из других стран. По данным аналитиков ПрайсВотерХаус (PwC), в России доля автомобилей российской сборки составляет 83% по состоянию на 2017 год. Американцам есть, к чему стремиться.
«Насколько нам известно, никто из игроков рынка не просит защиты. Этот путь неизбежно ведет к меньшему выбору и более высоким ценам на легковые и грузовые автомобили в Америке», — говорят эксперты. Но Дональд Трамп не нуждается в потерпевших для увеличения тарифов, он ссылается на раздел 232 Закона о расширении торговли 1962 года, который позволил ему два месяца назад ввести 25% тарифы на сталь и 10% на алюминий. Хотя это заняло 11 месяцев и президенту пришлось сделать исключения для некоторых стран, а другие оспаривают тарификацию в ВТО, но победа налицо.
Оценка угрозы импорта автомобилей для национальной безопасности, заказанная Трампом, займёт 6-12 месяцев. Если ответ будет положительным, то воздействие на отрасль будет различным. Новый импортный тариф больше всего повредит премиальным и люксовым моделям. Тариф повысит цены и ограничит выбор потребителей, но будет способствовать росту внутреннего производства.