Представленная в Музее Маурицхейса в Гааге новая интерпретация известной картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой», созданная искусственным интеллектом, вызывала скандал в Нидерландах.
Любителям «Девушки с жемчужной серёжкой» не понравилась версия, сгенерированная компьютером и выставленная в стенах Музея Маурицхейса в Гааге.
В отсутствие своей знаменитой картины музей объявил конкурс на разработку современной версии полотна, чтобы украсить зал, где обычно находится картина Вермеера. Сам шедевр сейчас временно предоставлен Государственному музею Амстердама для выставки, собравшей большую часть наследия голландского мастера. Поэтому, чтобы восполнить его отсутствие, Гаагское учреждение предложило всем желающим «создать свою собственную «девушку», вдохновленную шедевром Вермеера. Отобранным работам художников обещали «шанс быть выставленными в цифровом формате на том месте, которое обычно занимает картина».
Эта инициатива понравилась многим начинающим художникам. По данным голландского музея, было получено 3482 вариантов, из которых было отобрано 170. Эти работы, вдохновленные «Девушкой с жемчужной серёжкой», сменяют теперь друг друга вместо картин Вермеера в специальном аккаунте Instagram (головная компания Meta признана экстремистской и запрещена). Пять работ музей Маурицхейса распечатал и повесил в своём зале. Однако одна картина из этой пятёрки – «творение» Джулиана Ван Дикена – вызвала бурные разногласия.
Для создания своих фотореалистичных работ художник использовал Midjourney и Photoshop. Обе системы используют в искусственный интеллект. Джулиан Ван Дикен опубликовал изображение в своем аккаунте и под постом написал: «представляю мою версию, которая создана не для конкурса, а для моей учетной записи Instagram. Она была создана с помощью Midjourney и Photoshop».
Очарованный этой композицией, музей Маурицхейса взял работу Джулиана Ван Дикена и повесил ее в своей экспозиции. Публика же категорически не поддержала этот выбор, и голландское учреждение подверглось волне возмущения пользователей интернета.
«Позор»
«Какой позор, какое невероятное оскорбление», – написал один из посетителей. «Вы не поддерживаете художников, когда публикуете украденные изображения [созданные искусственным интеллектом]: каждый день мы видим, как неофиты воспринимают искусственный интеллект, будто это кто-то, кто 20 лет работал над самосовершенствованием», – говорится в другом комментарии. В последнем делается отсылка на авторское право – изображения, создаваемые искусственным интеллектом, не придумываются с нуля, в их основе лежат миллионы изображений, некоторые из которых без права на использование.
Большая часть комментариев отрицательные и обвиняют музей в продвижении работ Джулиана Ван Дикена. «Вам нельзя доверять заботу о наследии человечества, – говорит ещё один из пользователей – «Промптеры» [те, кто пользуется искусственным интеллектом] не являются художниками (…), все их изображения являются плагиатом».
В ответ на запрос одной из голландских газет музей ответил так: «Мы просто смотрели на то, что нам нравилось. Творчески ли это? Это сложный вопрос».
Музей признается, что не учел этические вопросы, связанные с ИИ, при отборе работ. Со своей стороны, художник уверяет, что был «прозрачен в отношении метода: в публикации, которая послужила мне заявочным листом (…), я объясняю, почему я считаю, что ИИ может изменить творческие процессы».
Претензии к продукту, выдаваемому ИИ, понятны. Тысячи людей потратили годы своей жизни на обучение изобразительному искусству, вложили в это огромный труд и свой талант, а потом их просто ограбили, не заплатив за использование их работ в конечном продукте. Мало того, их лишают возможности заработка, отдавая заказы ИИ. Компания, создавшая Midjourney, ChatGPT и прочее, по сути пользуется общественным достоянием, извлекая прибыль, не платя за это творческую ренту.