14 декабря 2016 г Совет Федерации РФ одобрил Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». За его принятие проголосовало 155 из 170 сенаторов.
С момента представления главного финансового документа страны, до его принятия Госдумой, в проект закона «О федеральном бюджете» было внесена и одобрена 301 поправка от субъектов законодательной инициативы и 7 от членов Совета Федерации. При дальнейшем рассмотрении бюджета, Комитет Совета Федерации рекомендовал ряд дополнительных изменений. В частности предлагается рассмотреть вопрос об увеличении с 25 млрд руб до 50 млрд руб объем бюджетных ассигнований на создание в регионах новых мест в общеобразовательных организациях в 2017 г. Также Комитет считает, что необходимо рассмотреть вопрос об увеличении объема бюджетных кредитов регионам. Поправка такого рода уже вносилась ранее, но она была поддержана только частично – объем кредитов был увеличен со 100 млрд руб до 200 млрд руб вместо предложенных 300 млрд руб. По итогу, сенаторы решил в течении 2017 г осуществлять мониторинг ситуации выполнения бюджетов в регионах и в случае необходимости рекомендовать Правительству оказывать им финансовую помощь из федерального бюджета.
Новый бюджет, основанный на консервативном прогнозе развития, получился не однозначным. В Госдуме его приняли фактически усилиями одной партии – Единая Россия. В то же время оппозиция отказалась поддержать этот документ. Вот как прокомментировал новый бюджет и причины его не поддержания, депутат Госдумы от Справедливой России Александр Александрович Ремезков:
Ремезков А.А.: В целом, в новом бюджете концептуально ничего не изменилось. Он остался бюджетом даже не стагнации, а бюджетом падения российской экономики.
Можно выделить несколько существенных, но нерешенных проблем. Прежде всего, беспокоит вопрос с бюджетами регионов. У них в течение 2017-2020 гг будут забирать один процентный пункт от ставки по налогу на прибыль, и зачислять его в федеральный бюджет. Потери у субъектов от этого составят 118 млрд руб. В Минфине аргументируют этот шаг необходимостью выровнять доходы бедных и богатых регионов. Очень хотелось бы надеяться на то, что Минфин чётко рассчитал все последствия такого перераспределения, и богатые регионы, которые выступают донорами, не превратятся в регионы – реципиенты. Кроме того, у регионов дополнительно изымается часть поступлений по акцизам на нефтепродукты за счет перераспределения нормативов зачисления в различные уровни бюджетной системы РФ. Это также приведет к потери субъектами РФ 91.6 млрд руб.
Также Правительство собирается истратить 668.2 млрд руб из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие дефицита федерального бюджета. И это несмотря на то, что у него нет правовых оснований так поступать – это запрещено Бюджетным кодексом. Получается, что ввиду нежелания правительства менять экономическую, бюджетную и налоговую политику, на латание дыр в бюджете направляются деньги Фонда, созданного для развития пенсионной системы и приоритетных инвестпроектов, как коллективный гарант благосостояния в будущем и источник длинных кредитных ресурсов. При этом льготы экспортерам нефти и газа они отменять не хотят.
В Альтернативном бюджете наша партия предлагала отменить льготы по НДС для экспортеров сырья. Ведь изначально эта льгота задумывалась как поддержка предприятий, экспортирующих высокотехнологичную продукцию, а не сырьё. Вот например в 2017 г льгота для экспортеров сырья составит 1.9 трлн руб (в 2016 г – 1.7 трлн руб) – и это чистые потери федерального бюджета. А перераспределение налоговой нагрузки по предложениям фракции Справедливая Россия в части снижения НДС с 18 до 16%, введения прогрессивной шкалы НДФЛ, льгот по налогу на прибыль принесло бы дополнительных 1.6 млрд руб в бюджетную систему РФ.
1.05 трлн из этих денег можно было бы направить на замещение использования средств ФНБ, на увеличение объемов предоставляемых бюджетных кредитов субъектам РФ и на пролонгацию ранее выданных бюджетных кредитов. А оставшиеся средства позволили бы увеличить расходы. В частности мы предлагали направить дополнительно 273.3 млрд руб на единовременную выплату пенсионерам, 47 млрд руб — на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с майскими указами Президента, 60 млрд руб – на льготные кредиты для промышленности, 40.6 млрд руб – на медицинскую помощь. Кроме того, можно было бы существенно поддержать субъекты РФ. Для этого мы предлагали направить дополнительные средства в виде дотаций на замещение части коммерческих кредитов в сумме 63.8 млрд руб, пролонгировать ранее выданные бюджетные кредиты на сумму 229.5 млрд руб, увеличить сумму предоставляемых бюджетных кредитов на 150 млрд руб. То есть суммарно предложили поддержать субъекты на 443.3 млрд руб.
Но все это сделано не было. Поэтому наша партия не могла поддержать такой бюджет.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.