Ретроспектива дураков открылась в Лувре

Ретроспектива дураков открылась в Лувре

Образ шута-дурака часто ассоциируется со Средневековьем, ведь позднее его роль сильно изменилась. Новая выставка в парижском Лувре посвящена сложному персонажу, прослеживая танец шута на протяжении всей истории искусства.

Выставка, озаглавленная «Образы дурака: от средневековья до романтиков», состоит из восьми разделов, где шут-дурачок рассматривается в разных контекстах — «В начале: дурак и Бог», «Дурак и любовь», «Дурак при дворе» и «Дураки в городе» — чтобы показать посетителям, как менялся его характер со временем.

«Фигура шута сошла с полей средневековых манускриптов в распутные дворы эпохи Возрождения, а затем вернулась на страницы в образе Йорика Гамлета, — пишет Доминик Грин из The Wall Street Journal. — Позднее, в эпоху рассудительности и демократии, пересмешник королевского двора стал универсальным отражением общества: «юродивый» Достоевского, «неряшливые клоуны» Пикассо, комики Лорел и Харди».

Посетители музея могут ознакомиться с более чем 300 произведениями искусства из 90 европейских и американских музеев. Эти экспонаты прослеживают «дурака» на протяжении сотен лет, начиная со средневековья и заканчивая 19 веком.

Аристотель и Филлида, Акваманил, около 1380. Популярный сюжет средневековья: Философ Аристотель договорился с гетерой Филлидой, что та оставит его ученика-подопечного - Александра Македонского, а взамен та потребовала, что он позволит ей его оседлать. В этот пикантный момент Александр и застал пару
Аристотель и Филлида, Акваманил, около 1380. Популярный сюжет средневековья: Философ Аристотель договорился с гетерой Филлидой, что та оставит его ученика-подопечного — Александра Македонского, а взамен та потребовала, что он позволит ей его оседлать. В этот пикантный момент Александр и застал пару
Франсуа-Огюст Биар, Экзорцизм безумия Карла VI
Франсуа-Огюст Биар, Экзорцизм безумия Карла VI

«Такие персонажи появляются в архитектурных украшениях, фресках, гобеленах, гравюрах, керамике и миниатюрах из слоновой кости или резного дерева, а также в шахматных наборах в качестве альтернативы епископу, — пишет Шарлотта Кент из Artforum. — Шуты происходили из всех социальных слоёв. На одном рисунке они падают с деревьев; на безымянном нидерландском панно маслом изображены глупцы, вылупляющиеся из яиц под огромной курицей».

Более поздние картины часто изображают шута как человека, с которым можно поговорить, а не высмеивать. Кураторы выставки пишут, что этот персонаж «стал фигурой, с которой художники отождествляли себя, задаваясь вопросом: «А что, если бы я был дураком?»»

Многие из представленных на выставке дураков одеты в яркие, пёстрые наряды, являя образ легкомыслия. Однако многие другие не следуют этому стереотипу, выглядя угрюмыми или озабоченными.

Ян Матейко, «Станчик при дворе королевы Боны после потери Смоленска»
Ян Матейко, «Станчик при дворе королевы Боны после потери Смоленска»

Так на картине Яна Матейко польский шут Станчик при дворе королевы Боны, сидит в размышлениях, узнав о взятии русскими Смоленска в 1511 году, в то время как остальные придворные наслаждаются игрой в мяч.

Ян Матейко, специализирующийся на живописи, посвящённой истории Польши, был одним из тех кто поддерживал Второе польское восстание в 1863-1864 годах. Картина «Станчик» была написана им в 1862 году.

««Дурак позволяет символично отразить вопросы, волнующие общество, — говорит Элизабет Антуан-Кениг», — Она добавляет, что дурак — это «одновременно дурак и его противоположность, он отвергнутая маргинальная фигура и тот, кто объединяет нас и выносит насмешки и гнев других».

В наши дни большинство из нас не хотят, чтобы их называли дураками. Тем не менее, кураторы выставки считают, что современным зрителям есть чему поучиться у этого персонажа. «Я чувствую, что сегодня не хватает образа дурака, который существовал в Средние века и эпоху Возрождения, чтобы помочь нам справиться с кризисами, которые мы переживаем», — говорит Антуан-Кениг.

Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны, 1872 (картина не участвует в парижской выставке, однако дураки, шуты и блаженные присутствуют на всем протяжении русского искусства, однако в отличие от западного к ним относились более мягко, по христиански
Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны, 1872 (картина не участвует в парижской выставке, однако дураки, шуты и блаженные присутствуют на всем протяжении русского искусства, однако в отличие от западного к ним относились более мягко, по христиански

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку