Образ шута-дурака часто ассоциируется со Средневековьем, ведь позднее его роль сильно изменилась. Новая выставка в парижском Лувре посвящена сложному персонажу, прослеживая танец шута на протяжении всей истории искусства.
Выставка, озаглавленная «Образы дурака: от средневековья до романтиков», состоит из восьми разделов, где шут-дурачок рассматривается в разных контекстах — «В начале: дурак и Бог», «Дурак и любовь», «Дурак при дворе» и «Дураки в городе» — чтобы показать посетителям, как менялся его характер со временем.
«Фигура шута сошла с полей средневековых манускриптов в распутные дворы эпохи Возрождения, а затем вернулась на страницы в образе Йорика Гамлета, — пишет Доминик Грин из The Wall Street Journal. — Позднее, в эпоху рассудительности и демократии, пересмешник королевского двора стал универсальным отражением общества: «юродивый» Достоевского, «неряшливые клоуны» Пикассо, комики Лорел и Харди».
Посетители музея могут ознакомиться с более чем 300 произведениями искусства из 90 европейских и американских музеев. Эти экспонаты прослеживают «дурака» на протяжении сотен лет, начиная со средневековья и заканчивая 19 веком.


«Такие персонажи появляются в архитектурных украшениях, фресках, гобеленах, гравюрах, керамике и миниатюрах из слоновой кости или резного дерева, а также в шахматных наборах в качестве альтернативы епископу, — пишет Шарлотта Кент из Artforum. — Шуты происходили из всех социальных слоёв. На одном рисунке они падают с деревьев; на безымянном нидерландском панно маслом изображены глупцы, вылупляющиеся из яиц под огромной курицей».
Более поздние картины часто изображают шута как человека, с которым можно поговорить, а не высмеивать. Кураторы выставки пишут, что этот персонаж «стал фигурой, с которой художники отождествляли себя, задаваясь вопросом: «А что, если бы я был дураком?»»
Многие из представленных на выставке дураков одеты в яркие, пёстрые наряды, являя образ легкомыслия. Однако многие другие не следуют этому стереотипу, выглядя угрюмыми или озабоченными.

Так на картине Яна Матейко польский шут Станчик при дворе королевы Боны, сидит в размышлениях, узнав о взятии русскими Смоленска в 1511 году, в то время как остальные придворные наслаждаются игрой в мяч.
Ян Матейко, специализирующийся на живописи, посвящённой истории Польши, был одним из тех кто поддерживал Второе польское восстание в 1863-1864 годах. Картина «Станчик» была написана им в 1862 году.
««Дурак позволяет символично отразить вопросы, волнующие общество, — говорит Элизабет Антуан-Кениг», — Она добавляет, что дурак — это «одновременно дурак и его противоположность, он отвергнутая маргинальная фигура и тот, кто объединяет нас и выносит насмешки и гнев других».
В наши дни большинство из нас не хотят, чтобы их называли дураками. Тем не менее, кураторы выставки считают, что современным зрителям есть чему поучиться у этого персонажа. «Я чувствую, что сегодня не хватает образа дурака, который существовал в Средние века и эпоху Возрождения, чтобы помочь нам справиться с кризисами, которые мы переживаем», — говорит Антуан-Кениг.
