Роберт Фальк — удобный для власти художник с репутацией бунтаря

Выставка Роберта Фалька

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) — удивительный пример художника, который не отражал официальную советскую идеологию, не боролся с ней, но находился в центре внимания советской власти. Он оказался ко двору и сегодня, чему свидетельство — крупная выставка (около 200 произведений из крупнейших музеев России и частных коллекций), открывшаяся в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Собственно, нынешняя экспозиция наглядно объясняет, почему это так.

Роберт Фальк не сам придумал своё место в искусстве, он лишь наследовал идее А. Бенуа и его «Мира искусства», затем получившей развитие в рамках объединения «Бубновый валет».

Идея была довольно проста — не нужно опускаться до реалий своего времени, важно самовыражаться через поиск художественных форм и качественно рисовать. Роберт Фальк это и делал всю свою сознательную жизнь; при этом он оказался необыкновенно плодовит и никогда не останавливался на одном из жанров живописи, всегда находясь в поиске.

Роберт Фальк. Автопортрет
Роберт Фальк. Автопортрет

«Бубновый валет» привнёс в концепцию эстетизма Бенуа новое содержание с оттенком бунтарства. Даже его название отсылало зрителя не то к карточной игре, не то к каторге. Участникам объединения надлежало щекотать нервы зрителей всеми способами, лишь бы творческий поиск автора не оставил их равнодушными.

Это творческое объединение было космополитическим, в целом повторяющим тренды европейского искусства, которые сегодня лишь усилились.

При этом Роберт Фальк никогда не забывал о своих корнях. Родившийся в московской еврейской семье, после образования Еврейского театра на идише (ГОСЕТ) он создал для него прекрасные декорации, которые немало способствовали успеху театра. Спектакли «Ночь на старом рынке» по И. Перецу, «Путешествие Вениамина III» по Мойхер-Сфориму, «Соломон Маймон» по М. Даниэлю и «Испанцы» по Лермонтову получили незабываемое зрительное воплощение. А рекомендовал Фалька театру никто иной как Илья Эренбург.

Декорации к постановкам Еврейского театра
Декорации к постановкам Еврейского театра

В советское время работа Роберта Фалька отнюдь не замыкалась в узком театральном пространстве. Он вёл кипучую деятельность как преподаватель (в Суриковском училище — тогда ВХУТЕМАСе и в Витебском училище), сотрудничал в Наркомпросе, ездил в творческую командировку в Париж в 1929-1937 годах и непрерывно писал в своей знаменитой мастерской на Мясницкой, затем — в Доме Перцова.

С творческим общением в советские времена было не так свободно, как прежде, но 5-6 человек близких людей собиралось у Фалька постоянно. Он находился в центре культурной жизни советской страны.

Не переводились и поклонники его творчества, чему доказательство — большое число работ в разных стилях, от примитивизма до сезаннизма и работ в стиле старых мастеров.

Выставка Роберта Фалька
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее на Крымском валу

Одним из покровителей Фалька был знаменитый лётчик А. Юмашев. А в трудном 1939 году художнику удалось организовать персональную выставку в Доме литераторов.

Портрет обнаженной женской натуры
Портрет обнаженной женской натуры Р. Фалька
"Обнажённая Валька" Р. Фалька
«Обнажённая Валька» Р. Фалька

В творчестве Роберта Фалька не отразились ни советская пропаганда, ни боль народа, но мы видим у него галерею портретов известных людей культуры, от Михоэлса до Добужинского, яркие пейзажи и виды советских и европейских городов.

Особое место в живописи Фалька занимают женские портреты — обнажённая натура, написанные в оригинальной манере. Один из них, по прозвищу «Обнажённая Валька», обеспечил художнику мощный ПиАр со стороны эпатажного советского лидера — Никиты Хрущёва.

Травля на родине помогла Роберту Фальку упрочить своё место в европейской культуре, да и место в ней русской культуры, ориентирующейся на те же традиции. А художник стал символом поколения молодых художников-авангардистов, поднятым ими на щит.

Так Роберт Фальк, всю свою жизнь избегавший социальных тем, стал творческим эталоном трансформации советского искусства в космополитическое — то, которому он верно служил всю свою творческую жизнь.

 

Поделиться с друзьями
Subscription