Как сообщили в Минсельхозе, среднесуточный надой молока с одной российской бурёнки на 20 июля 2020 года составил 50’000 тонн (+3.9% к аналогичному периоду 2019 года). Средняя корова при этом стала давать 18 литров молока — на 0.7 кг больше, чем в прошлом году.
Казалось бы, такие хорошие результаты озолотят наших крестьян, фермеров и агрохолдинги, которые продадут своё молоко по 25 рублей и заживут припеваючи… Но это отнюдь не так.
Спрос на молоко падает, он слишком сильно зависит от доходов населения. Небольшим сельхозпредприятиям выжить становится всё сложнее. Если агрохолдинги могут попытаться компенсировать потери за счёт экспорта в Китай, Алжир, Египет, Вьетнам, Малайзию и Японию, то мелкие производители такой возможности не имеют, отсюда проистекает то, что число личных приусадебных хозяйств падает, их доля не превышает 36%.
Цели правительства по увеличению производства молока до 32 млн тонн реальны, но развить экспортное направление молочной продукции плановых не позволяет высокая себестоимость производства.
Но хуже всего то, что на фоне падения спроса на цельное молоко вырастут запасы готовой продукции на складах, обилие которой порождает снижение цен на сырье.
Молокоперерабатывающие предприятия, используя тяжёлое положение на рынке, заставляют фермеров снижать цены, чем даже не так давно привлекли внимание Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС). Крупнейшие переработчики молока в стране — это большие группы типа PepsiСo и Danone, поэтому сделать это нетрудно.
Зато для потребителей увеличение производства молока не приводит к снижению цен на молоко и молочную продукцию. С начала 2020 года цены выросли на 6%, и питьевое ценное пастеризованное молоко стало продаваться в среднем по 57.7 рублей.