Согласно госпрограмме вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию первого российского атомного авианосца начнутся в 2023 году. Тем временем Китай возводит новую судоверфь для строительства третьего авианосца.
По информации ТАСС, в действующей программе вооружения до 2027 года уже запланированы НИОКР по атомному авианосцу водоизмещением 70 тысяч тонн, которые начнутся с 2023 года. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), комментируя эту информацию, говорит, что хотя конкретного технического задания на него от Минобороны пока не получено, она постоянно работает над перспективными видами вооружений, включая авианосцы. Поэтому, если такой заказ поступит, ОСК готова его реализовать.
Ранее ВМФ России говорил, что рассчитывает получить новый атомный авианосец к 2030 году, контракт на строительство которого будет подписан к концу 2025 году.
Сейчас у России нет ни одного действующего авианосца. «Адмирал Кузнецов» – тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) водоизмещением 59 тыс. тонн с паротурбинной энергоустановкой стоит на ремонте и вернется в строй лишь в 2021 году.
В советское время наш флот имел четыре авианосца проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако самолет вертикального взлета Як-38, разработанный для этих кораблей оказался не очень надежной машиной: не мог взлетать с полным вооружением и баками, а в тропиках вообще отказывался заводиться. Все попытки довести Як-38 «до ума» не увенчались успехом.
ТАКР «Адмирал Кузнецов» стал дальнейшим развитием проекта 1143, адаптированным для самолетов с классической схемой взлета и посадки (горизонтальный, а не вертикальный). У него сквозная взлетная палуба, трамплин в носовой части судна, и авиафинишер. Отказ разработчиков от катапульты осложнил использование палубной авиации. Самолеты Су-33 вынуждены взлетать с ограничением по боезапасу и топливу, что свело их применение к противовоздушной обороне, исключив эффективные удары по надводным и наземным целям. Еще одним слабым местом этого проекта стала паротурбинная энергетическая установка, которая ломалась во время всех выходов в море. В связи с чем во всех походах ТАКР сопровождал буксир. Из трех заложенных на стапелях кораблей этого типа был построен только «Адмирал Кузнецов». «Ульяновск» был разрезан на металлолом, а «Варяг» был куплен у Украины китайцами, достроен, и переименован в «Ляонин».
«Ляонин» стал первым китайским авианосцем. В 2017 году на воду был спущен второй – «Шаньдун» (проект 001А), который во многом повторяет конструкцию «Адмирала Кузнецова». В целом по программе военного судостроения Китай планирует иметь от 4 до 6 авианосцев к середине 2020-х годов.
Спутниковые снимки и анализ Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне говорят о том, что Китай возводит новую верфь для своего третьего авианесущего крейсера (проект 002), который будет больше первых двух и получит электромагнитную катапульту. Это позволит использовать более тяжелую палубную авиацию, расширить радиус её действия и даст вести полный спектр военных операций. Будет ли он иметь ядерную энергоустановку, пока не известно.