По прогнозам игроков автомобильного рынка России, объявленным на IX Московском Международном Форуме Автомобилестроения (IMAF), объём покупок новых легковых и легких коммерческих автомобилей будет расти в течение нескольких ближайших лет.
Единственным прогнозом, допускающим падение рынка в 2019 году, оказался пессимистический сценарий Аналитического центра при Правительстве России, но и он оценивается создателями как маловероятный. В 2018 году рынок даст +13.4% к итогам 2017 года (до 1.8 млн автомобилей), в 2019 +7.5%-10.5%, в 2020 году -5%-+9%. «Темпы роста авторынка замедляются на фоне ослабления рубля», — прокомментировал свой расчёт представитель Аналитического центра Григорий Микрюков.
Более оптимистичен в своих ожиданиях относительно следующего года Ив Каракатзанис, Президент Автоваза. По расчётам компании, в 2018 году будет продано 1.7-1.8 млн автомобилей (здесь прогнозы совпадают), в 2019 году — 1.8-2.0 млн, а в 2020 году – 1.9-2.3 млн.
Наличие разночтений в прогнозировании во многом объясняется политикой государства. С одной стороны, власти демонстрируют стремление нарастить внешнюю торговлю, инвестиции, количество рабочих мест. С другой – достичь технологической безопасности страны. В обоих случаях (и все это понимают и одобряют) государству важно оказывать поддержку технологическому развитию автопрома.
Государственная поддержка отрасли сегодня колеблется между поддержкой интеграционных процессов автопроизводителей (через поощрение их усилий по локализации российских производств и экспорту продукции, применяемой для глобальных платформ) и протекционизмом. Оба пути находят сторонников и противников среди производителей машин и автокомпонентов. Власть стремится сохранить суверенитет через поддержку отечественных производств альтернативной продукции – это вызывает симпатию российских промышленников, производящих комплектующие, но отторгается автопроизводителями, вынужденными терпеть падение доходов.
С 1 июля требование локализации производств, размещенных в России, составляет 50% вместо прежних 30% — вот только единственным автопроизводителем, соответствующим этим нормам, является КамАЗ. Другие производители просят об отсрочке из-за невозможности выполнения условий в столь краткие сроки, и рискуют лишиться субсидий. На дискуссии они неоднократно заявляли, что поддержка должна быть разумной и прозрачной для автопроизводителей — инвесторов.
И всё же, есть все основания для роста авторынка в 2018-2020 годах, проистекающие из неистребимого русского желания иметь личный автомобиль. «В Европе молодежь уже не стремится к автовладению, в России это ещё не так. Люди, не имея ещё квартиры стремятся купить личный автомобиль». – рассказал Штефан Тойхерт, Генеральный директор BMW Group Rus. Кстати, премиальный сегмент в этом году также ждёт рост – но весьма умеренный. По расчётам баварского автоконцерна, он составит всего 4.7%.