В 2019 году в России было продано 1.8 млн. новых легковых и легких коммерческих машин, что на 2.3% меньше, чем годом ранее, сообщает Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Эксперты прогнозируют, что в этом году падение продолжится приблизительно теми же темпами.
Впрочем, последний месяц отметился годовым рекордом – в декабре продано 179’235 машин, что на 2.3% больше, чем в конце 2018 года.
Завершив 2019-й на отметке 1’759’532 проданных автомобиля, Россия сохранила за собой место в пятёрке крупнейших авторынков Европы. Впереди нас: Германия, где было продано 3.6 млн. машин (+5.0%), Великобритания – 2.3 млн. (-2.4%), Франция – 2.2 млн. (+1.9%) и Италия – 1.9 млн. (+0.3%).
Потенциально мы могли бы быть рынком №2 в Европе, если бы повторили рекорд 2012 года, когда продажи составили 2.9 млн. шт.
Сегменты
По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, 80% продаваемых в стране машин – это автомобили российской сборки. Самыми популярными у нас который год остаются кроссоверы (SUV), на которые приходится 42.1% продаж (данные ноября 2019).
20% потребления приходится на корпоративных клиентов, остальные 80% на обычных граждан.
Самый большой спад потребительского спроса в 2019 году наблюдался в массовом сегменте. За год его продажи сократились на -7.4%, составив 1’487’130 шт.*
Здесь самыми популярными марками остаются:
- Lada – 362’356 шт. (+1.0%)
- Kia – 225’901 шт. (-1.0%)
- Hyundai – 178’809 шт. (+0.0%)
- Renault – 143’977 шт. (+5.8%)
- Volkswagen – 104’384 шт. (-2.0%)
- Toyota – 103’597 шт. (-5.0%)
Российскими бестселлерами 2019 года стали: Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris. Но даже у лидеров мы видим довольно противоречивую картину: кто-то падает, а кто-то растет.
Продажи легких коммерческих автомобилей снизились на скромные -2.2%, достигнув планки в 114’838 шт.*
Самым успешным сегментом ушедшего года стал премиальный, чьи продажи выросли до 157’564 шт., что на 5.1% больше, чем в 2018 году. Здесь разворачивалась эпическая борьба за 1-е место между BMW и Mercedes-Benz.
Гонка, начатая BMW в марте 2015 года, когда баварцы отставали от штутгартцев в 1.5 раза, поражала своей динамикой – раз за разом трёх лучевая звезда уступала и уступала, месяц за месяцем разрыв сокращался, истаяв к концу 2018 года до 6%!
Первые восемь месяцев 2019 года ознаменовались безоговорочным триумфом BMW. В июле Мерседес наконец проснулся и бросился догонять, наращивая свои темпы. Ещё в ноябре казалось, что штутгартской конюшне корону уже не вернуть – счёт был не в её пользу. Но в декабре Мерседес совершили чудо, скакнув на 48% и опередив БМВ.
Российские лидеры премиального сегмента по итогам 2019 года:
- Mercedes-Benz – 42’046 шт. (+11.0%)
- BMW – 41’520 шт. (+17.0%)
- Lexus – 22’395 шт. (-8.0%)
- Audi – 16’333 шт. (+1.0%)
Прогноз авторынка России на 2020 год
По оценке автопроизводителей, 2020 год выдастся непростым. Дилеры и автопроизводители уже достигли потолка своих возможностей по стимулированию спроса, а надежд на то, что располагаемые доходы населения вырастут, правительство примет меры по стимулированию спроса или снизит налоговое бремя, нет никаких.
Поэтому прогноз АЕБ неутешительный – рынок вновь упадет на 2.1%, то есть продажи в 2020 году составят 1.72 млн. машин.
Глава ассоциации дилеров РОАД Олег Мосеев поясняет:
«Мы просто уперлись в то, что рынок в рублях достиг потолка. В 2018 году мы достигли его, в 2019 мы его повторили, но штуки сократились, потому что цены на машины выросли. В этом году произойдет ровно то же самое, то есть рублевый эквивалент рынка останется, а из-за роста цен штуки сократятся. У населения есть только этот объём денег, а больше нет. Чтобы рынок начал расти в штуках, надо чтобы у населения появились дополнительные рубли».
Из мер, которые могло бы предпринять правительство, чтобы добиться роста рынка, Мосеев видит возврат программ льготной утилизации и льготного кредитования. И главное – заняться российской экономикой, чтобы население стало богатеть.
Цены
Йорг Шрайбер считает, что ожидать большой инфляции цен из-за повышения утилизационного сбора не стоит. Так как новый тариф не действует на машины прошлого года выпуска, которые, как обычно, будут продаваться до марта-апреля.
* – оценочно, учитывая, что цифры по легковым и легким коммерческим машинам некоторых брендов АЕБ дает суммарно.