Если на фоне пандемии Covid-19 и нефтяной войны автомобильные продажи по всему миру падают, то в России они начали идти вверх. В марте 2020 года авторынок показал 4% рост. Однако за хорошими цифрами скрываются снижение деловой активности и ожидание неизбежного и стремительного падения в апреле.
Казалось, что рост курса доллара, медленно начавшийся с середины января, исчерпал весь свой потенциал, как двигатель автомобильных продаж, ещё в первом месяце.
В январе вслед за ростом курса доллара на 2 руб. до 63.04 руб. (+3.4%), продажи новых машин двинулись вверх, зафиксировав слабый +1.8% рост. Но в феврале, несмотря на дальнейшее ослабление российской валюты уже почти на 4 руб. до 66.99 руб. (+6.3%), спрос на авто всё же упал на 2.2%.
Разразившаяся 6 марта нефтяная война, сопровождаемая резким скачком курса, в пике достигавшем 80.88 руб. за доллар, открыла кубышки тех, у кого они были.
Способствовало этому и постепенное введение ограничительных мер, связанных с Covid-19, – закрытие школ, детских садов, массовых культурных и спортивных мероприятий – которые указывали на то, что скоро начнут вводить более строгие карантинные меры, грозящие потерей сбережений. И люди понесли деньги в автосалоны.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте было продано 162’321 шт. легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 4% больше, чем в марте 2019 года. По итогам квартала в стране продано 398’518 машин.
«Март оказался сильным месяцем с неожиданным ростом продаж на 4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что в итоге привело к увеличению объема рынка на 1.8% в первом квартале относительно аналогичного периода прошлого года. Многие бренды наслаждались даже двузначными цифрами роста в марте. Это сильное начало года, к сожалению, не отражает тенденцию роста, а скорее является искусственным мартовским скачком продаж, вызванным слабеющей валютой. С конца марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны мерами, введенными в связи с Covid-19», – комментирует результаты глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Если посмотреть на мартовскую статистику, то можно увидеть, что основными бенефициарами роста стали премиальный сегмент, чья динамика была почти в 5 раз выше среднерыночной, и отдельные марки массового спроса – Toyota (+36%), Volkswagen (+17%) и Skoda (+42%) вместе с китайскими брендами.
Продаж премиальных марок в марте достигли уровня 11’590 шт.**, что на 19.5% больше, чем годом ранее. В целом за январь-март таких машин было продано 37’231 шт. (+9.6%).
Лидерами премиум сегмента в первом квартале 2020 стали:
- BMW – 10’880 шт. (+12%)
- Mercedes-Benz – 10’334 шт. (+16%)
- Lexus – 4’563 шт. (+16%)
- Audi – 3’941 шт. (+17%)
- Land Rover – 1’999 шт. (-6%)
Первенство в этом сегменте, как мы видим, теперь возглавляют баварцы, которые сменили штутгартцев.
Массовый сегмент рос куда более скромно. В марте было продано 140’577* легковых автомобилей, что на 3.5% больше, чем в марте 2019. Продажи за январь-март составили 337’691* шт. (+1.3%).
Реализация китайских машин выросла более чем в два раза и по итогам марта, и итогам квартала, однако абсолютные цифры были слишком малы (4.4 тыс. шт. в марте), как и совокупная доля рынка (2.7%), чтобы оказать существенное влияние на наш авторынок.
Куда более серьёзный вклад в рост был сделан такими брендами, как Toyota (+36%), Volkswagen (+17%) и Skoda (+42%). Лидерами продаж в сегменте за квартал стали:
- Lada (включая Niva) – 81’221 шт. (+2%)
- Kia – 51’870 шт. (-2%)
- Hyundai – 41’576 шт. (+0%)
- Renault – 31’872 шт.* (+9%)
- Toyota – 27’231 шт. (+26%)
В сравнении с мартом прошлого года продажи легких коммерческих автомобилей в прошлом месяце упали на -3.7%, составив 10’154 шт.* Итоги квартала также отрицательные – -2.7% или 23’596 шт.* Всё это говорит о том, что бизнес сократил закупки техники, несмотря на перспективу роста цен из-за слабого рубля. Коммерческому сектору сейчас не до того – главное выжить.
ТОП25 самых продаваемых моделей января-марта 2020 года.
* – оценочно, учитывая, что цифры по легковым и легким коммерческим машинам некоторых брендов АЕБ дает суммарно.
** – данные не включают в себя месячные продажи Mini и BMW, так как BMW Group в этом году перестал публиковать ежемесячные результаты продаж на всех своих рынках, перейдя на квартальную отчётность.