По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в 2018 году в России было продано 1.8 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 12.8% больше, чем годом ранее. «2019 год не будет простым на фоне сложнейшей геополитической ситуации», — посетовал глава крупнейшего объединения западных инвесторов д-р Франк Шауфф. Что же ждет российский автомобильный рынок в 2019 году и что беспокоит его крупнейших игроков?
Второй год подряд после глубокого провала в 2016 году автомобильный рынок России растет двузначными темпами +11.9% и +12.8% соответственно. При этом весь последний год комитет автопроизводителей АЕБ отказывался давать какие-либо прогнозы по продажам автомобильного рынка в 2018 году, объясняя это неопределенностью экономической и внешнеполитической ситуации. На этот раз, подводя итоги 2018 года и повторяя свои прошлогодние опасения для начавшегося 2019 года, глава профильного комитета АЕБ Йорг Шрайбер все же решился поделиться видением перспектив рынка на 2019 год. Увы, их можно назвать нерадужными.
Несмотря на рост продаж новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в 2018 году, темпы роста рынка в месячных показателях «год-к-году» стремительно падали с уровня в 31 п.п. в январе до 6 п.п. в декабре 2018. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в 2019 году (причиной роста продаж в первом полугодии 2018 года стала низкая база, т.е. сильное падение 2017 года — в 2019 году рост авторынка будет скорректирован выравниванием базы). Если предположить, что Правительство РФ сохранит политику и поддержку отрасли на прежнем уровне, то российский авторынок вырастет до 1.87 млн. машин в 2019 году, что на 3.6% больше, чем в 2018. Фаворитом продаж останутся внедорожные автомобили, доля которых по итогам 2018 года уже превысила 41%.
Согласно АЕБ, увеличение НДС и возможное ужесточение санкций создают риски и неопределенность будущего рынка. Что же беспокоит автопроизводителей? Во-первых, как скажется рост НДС на спросе? Продлит ли Правительство меры поддержки? Не увеличит ли оно утилизационный сбор? И будут ли введены новые санкции США? Если последние будут введены, как ожидается, в феврале, то вероятен очередной виток роста цен и соответствующий спад продаж в массовом непремиальном сегменте. Да, цены на российском авторынке, по всей видимости, продолжат повышаться. Утешает одно: резких изменений ситуации не предвидится.
Что касается возможности роста автомобильной отрасли России за счет экспортной экспансии, то АЕБ полностью поддерживает усилия Правительства РФ в этой сфере, обращая внимание на то, что для успешной реализации планов требуется финансовая помощь и «более активная работа торгпредств за рубежом».
Который год Россия остается на 5 месте в Европе. В то же время, у России есть все шансы по итогам 2019 года стать 4-м по величине европейским рынком после Германии, Великобритании, Франции, поменявшись местами с Италией учетом, поскольку по прогнозам экспертов глобальный автомобильный рынок в 2019 году в лучшем случае будет стагнировать.