Последний визит высокопоставленного чиновника ЕС Жозепа Борреля в 2021 году был заключительным аккордом в укрепляющихся торгово-экономических отношениях, прочных российско-европейских связях, составлявших 60% от общего объёма всей внешней торговли. По итогам 2021 года товарооборот составил 282,047 млрд долларов; российский экспорт — 188,115 млрд долларов.
Сам дипломат объяснял, что целью его визита было «проверить, готова ли Москва переломить ухудшающийся ход своих отношений с Евросоюзом и воспользоваться возможностью для построения диалога». И резюмировал: «Похоже, что нет».
С нелёгкой руки Борреля в сентябре 2021 года наметился новый виток напряженности, за резкими высказываниями дипломата последовала эскалация конфликта. Европа в результате целой череды санкций и контрсанкций фактически свела на нет все экономические связи, так бурно развившиеся после 1945 года.
Были введены санкции против российских товаров, компаний и физических лиц, а РФ — ввела свои санкции в ответ. Самым болезненным моментом двусторонних отношений стал экспорт.
По последним данным, российско-европейский торговый оборот кратно сократился по сравнению с 2022 годом. В 2024 году, по данным Евростата, он составил 67,5 млрд евро, во втором квартале 2025 года — 14,5 миллиарда евро; он стремится к нуля. Прежде всего, потому, что более 150 компаний покинули российский рынок.
Особенностью этого «покидания» было то, что торговые партнёры-инвесторы не просто покинули российский рынок физически (перенесли офисы и персонал), а забрали с собой венчурный капитал и, зачастую, уставные фонды.
Попытки России переориентировать рынок после ушедших европейских компаньонов на азиатских партнёров (Китай, ВЬетнам, Индия), как показал саммит ШОС, не возымел успеха. Причина — отсутствие или малые вложения партнёров в российские компании.
Попытка переориентировать экспортно-импортные потоки после массового исхода европейских компаний и свертывания крупномасштабных венчурных программ имеет две крупные проблемы:
- Европейские партнёры — партнёры давние, с историей, и пустившие корни на благодатной российской почве (включая многочисленные совместные браки, открытие семейных фирм и бизнесов и тп).
- Никакая иная страна, включая США, никогда не будет так упорно, детально и педантично разрабатывать товарные цепочки и зачастую вопреки собственным интересам ждать у моря погоды применительно к высоким доходам.
Европейский опыт — это опыт долготерпения и высокой степени толерантности по отношению к российским компаниям и российским чиновничьим классам. Знаменитый разговор о перестройке логистики не представляет собой такой сложной схемы, о которой говорят обе стороны. Восстановить логистические цепочки в условиях цифровой экономики — проблема дней для профессионалов. Опыт по части методологии транспортировки товаров никуда не ушёл. Им обладает большое количество европейских компаний, которые с удовольствием передадут его молодому поколению.
А вот что касается энергетической сферы — поставки энергоносителей в Европу, тут есть над чем призадуматься. Кризиса как такового в Европе не было в результате контрсанкций, но цепочки поставок углеводородов пришлось усложнить, укрупнить и переформатировать. На это ушло без малого два года.
Цена на углеводородные поставки кратно не увеличилась, но выросла на незначительный срок — до полугода. В целом, нефть и газ продолжают поступать в Европу, в ряде случаев через Испанию и Германию.
С другой стороны, сторонники «зеленой» Европы должны поблагодарить Россию. что и делают некоторые партии Бундестага, за создание новой энергетики. Стартом нового этапа развития направления послужил 2022 год.
Миф о том, что дефицит и инфляция в Европе — следствие провала российско-европейского диалога и нарушения всей архитектуры отношений — не более, чем миф. Большие поставки в страны Юга Европы энергоносителей из России, начиная с 2023-2024 годов, сбалансировали социально-экономическое положение, достигавшее в 2022-2023 годах кризисного состояния. Например, в Испании рост безработицы и инфляция достигли пика за последние 5 лет, в рамках последней легислатуры социал-демократа Педро Санчеса.
Мы можем говорить о том, что перебои с поставками энергоносителей носили точечный и несистемный характер. Следовательно, инфляция, бюджетный и торговый дефицит не могли иметь место в Евросоюзе. Что является проблемой — так это рост инфляции, связанной с нарастанием нового экономического цикла 2025-2027 годов. Его отличительная черта — сворачивание темпов роста всех трёх драйверов мировой экономики — Китая, Европы и РФ,
Российско-европейские отношения, строившиеся на краеугольном камне традиционно успешных экономических связей, встали перед гигантской задачей — как перенести всю тяжесть российско-европейских отношений в азиатскую плоскость, разделить издержки разрыва с Европой ростом объёмов торгово-экономических связей с Турцией, Китаем и Индией.
Международные организации видят, что объёмы экспортных и импортных поставок из этих стран хоть и выросли значительно, но не претерпели качественных порогов, под которыми понимается замена названными странами лакун, ранее заполненных европейскими партнёрами.
И, наконец, инвестиционная активность. Евросоюз продолжает инвестировать в Россию через третьи страны, то есть, через филиалы в Южной Корее, Тайване, Южной Корее, Турции и Китае.
Статистика говорит о том, что инвестиционная активность значительно снизилась. На самом деле, в абсолютных величинах она снизилась незначительно, на 5-10%, по оценке экспертов МВФ.
Оценки России и Европы о том, что российские торгово-экономические отношения вступили в фазу глубокого кризиса, не подтверждаются на практике. Но, в любом случае, кризис в определенной степени наблюдается, хотя и не глубокий.
Российско-европейские торгово-экономические отношения начнут развиваться в 2027 году и займут собой доминирующее положение, значительно опережая российско-американские и российско-китайские отношения.