Долгие годы в СССР стремились догнать и перегнать страны Запада по потреблению яиц. «Подрастёшь, станешь отцом и начнёшь есть яйца», — звучит испанская народная пословица. Яйца в Европе традиционно считаются одним из показателей сытости и благополучия населения. И вот, Россия в последние годы по этому показателю перегнала Евросоюз.
Статистика говорит о том, что среднестатистический россиянин вышел на объёмы потребления яиц в соответствии с рекомендациями Минздрава. Если ведомство рекомендует потреблять до 260 яиц в год — то в 2024 году, по данным Птицеводческого союза, эта цифра даже превысила 285 штук, что абсолютно соответствует американскому показателю и превышает данные по Германии или Франции.
В принципе, здоровый взрослый человек может съёдать и по два яйца в день (так происходит в Нидерландах), и при этом только укрепит здоровье. Но тот, у кого повышен «плохой» холестерин (в России это 55% взрослого населения страны), рискует быстрее получить сердечный приступ, инфаркт или инсульт.
Иными словами, внутренний российский рынок забит яйцами до предела, и дальнейшее наращивание их продаж не только снизит потребительские цены и разорит птицефабрики, но отразится на здоровье населения. Кур необходимо кормить — корма дорожают, а выручка падает вслед за удешевлением закупки.
Если вопрос с ценами при наличии политической воли можно решить с ритейлерами, которые за бесценок скупают продукцию у птицефабрик, то вопрос с экспортом ещё сложнее решить.
Согласно Птицеводческому союзу, российские производители намеревались до 2030 года наладить экспорт яиц в объёме до 850 миллионов штук в год. Фактически, в текущем году показатель экспорта не превышает 1% от производства, а падение продаж на внутреннем рынке — 9%. Компенсации не произошло, наращивания экспорта тоже. В сентябре 2025 года российские яйца отправлялись в Казахстан (43% от общего экспорта в денежном выражении), Монголия (28%) и ОАЭ (21%).
Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» (ФГБУ «Агроэкспорт») обращает внимание на то, что поиск партнёров для расширения экспортных поставок требует времени.
И тут на выручку приходит опробованный инструмент — господдержка, инструменты которой могут быть предложением долгосрочных контрактов прямым субсидированием для поддержания достигнутого уровня потребления яиц (видимо, уже максимального) или двукратным сокращением налога на добавленную стоимость. В настоящий момент рассматриваются предложения.