Усилия по продвижению продукции российского сельского хозяйства — естественное занятие для правительства. Ведь крупнейшая по природным ресурсам страна мира может быть житницей всего мира, а пока лишь входит в двадцатку крупнейших экспортёров продукции АПК. Но у этого процесса есть и обратная сторона — крупнейшие сельскохозяйственные производители являются бизнесменами, и они переориентируются на экспорт в тех случаях, когда ценовая конъюнктура вовне более интересна, чем реализация продукции на собственном, российском рынке.
Мы видим и ощущаем результаты такой политики, например, по рыбе. Наша природная рыба сегодня кормит Китай, а россияне вынуждены употреблять в пищу продукцию аквакультуры, которая различается по своим питательным свойствам так же, как деревенская курочка и фабричный бройлер (я имею в виду вскормленный на гормонах роста и проч. химии аналог ножкам Буша).
Остаётся применять политический фактор для регулирования цен на продовольствие, что и делается нашей властью. Это и введение квот, и установление предельных цен на внутреннем рынке, и тому подобные меры, напоминающие нам о командно-административной системе недавнего прошлого.
Одновременно правительство поощряет экспорт и завоевание российскими сельхозпроизводителями рынков разных стран мира. Как нам сегодня сообщили в Минсельхозе, в посольства РФ 10 государств уже направлены атташе по АПК. Это регионы Латинской Америки (Мексика, Перу), Азии (Таиланд, Малайзия), Африка (Нигерия, Гана, Эфиопия, Ангола, ЮАР) и Ближний Восток (Саудовская Аравия).
Вскоре деятельность новых сотрудников охватит Китай, Израиль, Южную Корею, Вьетнам и 30 других рынков. До конца 2022 года число рынков вырастет до 50.
Перед атташе по сельскому хозяйству — выпускниками новой кафедры МГИМО, поставлена задача работать над заключением международных соглашений и налаживанием контактов с представителями бизнеса на местах.
Можно не сомневаться, что усилия по продвижению российского продовольствия увенчаются успехом, и в бизнесе «Содружества» Луценко, «Мираторга» Линников, «Черкизово» Михайловых и т.п прибудет. Русская еда привлекает всё больше иностранцев (правда, пока в основном китайцев, турок, египтян и европейцев). За первые два месяца 2021 года экспорт продукции АПК уже вырос на 36%, до $4 миллиардов.
Но и нам, россиянам, хотелось бы кушать здоровую местную пищу по приемлемым ценам вне зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках.