Хотя в России рынок электромобилей измеряется в тысячах штук, а ежемесячно продаются лишь сотни единиц, но темпы роста этого рынка внушают надежды. Так, по данным «Автостата», в октябре 2020 года в стране было продано в три раза больше новых электромобилей, чем за аналогичный период 2019 года (112 против 36); рынок же подержанных электромобилей тем временем вырос на 75%.
«Электромобили с пробегом в октябре текущего года приобрели 608 россиян, что говорит о росте заинтересованности граждан в экологически чистом транспорте, — уверена Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр». — Несмотря на слабую зарядочную инфраструктуру в стране, больше всего электрокаров куплены в Иркутской области (61 экземпляр), в Приморском (58 штук) и Краснодарском краях (54 электромобиля).
Основная причина увеличения спроса на инновационный транспорт – отмена высоких таможенных пошлин, которые замедляли темпы импорта электромобилей в России. Обнуленная ставка на ввоз электромобилей на территорию РФ действует до конца 2021 года, приобрести их разрешено как физическим, так и юридическим лицам; кроме того, не ограничен возраст ввозимого транспорта.
Основная целевая аудитория электрокаров в России – молодежь, которая активно интересуется проблемами экологии в стране и мире. Учитывая тот факт, что с 2017 года и по 4 мая 2020 года таможенная пошлина на ввозимые электромобили рассчитывалась исходя из их стоимости (плюс 15%), то позволить себе инновационный транспорт могли немногие россияне. Сейчас, когда пошлину отменили, ввозом электрокаров с пробегом занимаются как частные лица, так и индивидуальные предприниматели».
Рынок подержанных автомобилей привлекает также тем, что цены на автомобиль с пробегом гораздо ниже, чем на новый автомобиль. Так, после 80’000 км знаменитая Tesla будет примерно на 30% дешевле нового.
Если московская и санкт-петербургская молодёжь рассматривает для себя приобретение нового Audi e-tron, Tesla Model 3, Tesla Model X, Nissan Leaf или Tesla Model S (это пятёрка самых продаваемых моделей), то молодёжь в регионах в основном сосредоточена на подержанных электромобилях.
Заметим, что если в Москве — лидере рынка новых электрокаров, в октябре 2020 года было продано только 42 новых электромобиля, то в Иркутской области — 61 подержанный автомобиль. Поэтому наметившиеся перемены могут привести к существенному насыщению регионального российского рынка экологически чистым транспортом. Но и москвичи с петербуржцами, вероятно, почувствуют этот тренд, особенно когда заботу о предложении подержанных электрокаров возьмут на себя крупные дилерские центры.