22 августа 2017 года открылся VIII Московский Международный Форум Автомобилестроения, проводимый компанией АйТиЭмЭф Экспо (ITMF Expo) совместно с Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ).
Участники форума отметили успехи восстановления российского авторынка, но, в то же время, обратили внимание на особенности этого восстановления.
Статистика автомобильного рынка
Согласно агентству Автостат, на начало 2017 года автопарк страны составляет 41.6 млн. легковых автомобилей. Уже 51% российских семей имеет собственную машину, но это по-прежнему немного в мировом масштабе – 299 автомобилей на 1000 населения против 799 в США.
Коммерческий сектор продолжает занимать невысокую долю в автопарке страны. Российские предприниматели владеют 3.9 млн. коммерческих автомобилей и 3.7 млн. грузовиков.
В первом полугодии 2017 г. продано 719 тысяч авто (+6.9%). Существенную роль в продажах легковых автомобилей играют сегмент компактных автомобилей – B-класс (40.3% доля рынка, +4.9%) и сегмент внедорожников – SUV (41% доля, +16% к прошлому году). Неслучайно большинство автопроизводителей имеют программы развития сегмента кроссоверов.
Самая плачевная ситуация замечена в продажах маленьких автомобилей – A-класс: -50%. Кроме небольших машин, долю рынка потеряли и дешевые автомобили стоимостью до 500 тысяч рублей.
Наиболее успешными на российском рынке оказались продажи новых машин стоимостью 800’000-1’200’000 рублей. Доля этого сегмента в автопродажах – 33% в денежном и 32.4% в натуральном измерении.
Прогноз автомобильного рынка 2017
Прогноз российских продаж машин от Автостата – 1.45 млн автомобилей при сохранении текущих макроэкономических параметров и тенденций. Что касается ключевых факторов воздействия, то это цены на нефть и отложенный спрос.
Относительно отложенного спроса Александр Мойнов, глава Киа в России, обратил внимание на то, что по расчетам его компании, он начнет действовать в 2019 году. Kia оценивает объем отложенного спроса в 3 млн. покупок – именно столько автомобилистов сейчас думают о покупке, но откладывают её. Прогноз продаж 2018 года от Киа составляет 1.8 млн. автомобилей.
А.Мойнов подчеркнул, что важным фактором сдерживающим развитие авторынка в России, стало отсутствие денег у дилеров.
Руководитель Российской Ассоциации Автодилеров (РОАД) Олег Мосеев полностью поддержал коллегу и отметил, что сегодня каждый второй автомобиль на российском рынке продается с помощью господдержки. Поэтому в случае её отмены рынок упадет.
«Мы думаем об электропарках, — сказал О. Мосеев, — но рыночную историю не поддерживаем».