«Что нужно улучшить в российском инвестиционном климате, чтобы европейские инвестиции шли в нашу страну не пунктирно, а плавно и гармонично?», — с таким вопросом редакция «Э-Вести» обратилась к руководителю подразделения французской компании Alstom Филиппу Пегорье.
«Без заказов, без рынка это невозможно, — ответил он. – Наилучшая поддержка инвестиций – это рынок.
Если говорить о нашей компании, то для нас в принятии инвестиционных решений на первом месте стоит предсказуемость. Россия – непредсказуемая страна, это понятно всем, но есть некоторые элементы, которые нам особенно сложно определить. Если эти элементы бизнесу удаётся определить, то это хорошо.
На втором месте – я думаю, мои коллеги-бизнесмены меня поддержат – это маржа, прибыль. Прибыль нашей компании всё меньше и меньше, потому что условия попадания на этот рынок становятся всё сложнее. Бизнес всегда адаптируется, но если его маржа идёт вниз, то ему становится трудно принимать решения об инвестициях».
Коллеги-бизнесмены, выступавшие на флагманской конференции Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) «Российская Экономика: что делать или кто виноват?», действительно говорили о тех же проблемах, выделяя их среди многих других, с которыми они сталкиваются при планировании производственного процесса в России. Но «Альстом» — благополучная компания, которая имеет одного стабильного партнёра – «Российские Железные Дороги» (РЖД), обеспечивающего ей портфель заказов. У других ситуация более шаткая.
Так, глава российской «Нокиа» Рашид Исмаилов говорит о том, что раньше у таких компаний, как его, производство в России успешно развивалось, но «сейчас это производство становится невыгодным. Краеугольный камень для нас — требования РФ в части локализации». Локализация производства в стране, как известно, должна быть прибыльной – это, в свою очередь, требует рыночной конъюнктуры, ослабшей в процессе падения доходов населения.
Питер Андерссон (МАН Трак энд Бас РУС), выпускающий грузовую технику, также говорит о необходимости долгосрочной поддержки своего производства: «Если мы говорим о локализации, то у нас нет видения того, как эта продукция будет поддерживаться… Нам понятны тренды – это прежде всего электрификация транспорта. Это, наряду с автономным вождением и другими — дорогостоящие проекты… Нам нужна более тесная кооперация с правительством». Помимо этого есть вещи, которые сдерживают развитие рынка, но не могут быть сделаны корпоративным усилием; они требуют непосредственного государственного участия: создание сети телекоммуникаций и развитие дорожной инфраструктуры.
Российские компании, как известно, редко планируют на многие годы вперёд, а крупным иностранным инвесторам необходим большой горизонт планирования. Хавьер Морелон («Сервье») обращает внимание на то, что у компании «заняло 5 лет, чтобы обосноваться в России». Процесс локализации производства занял 2.5 года. Теперь перед компанией стоит задача выйти со своей продукцией на зарубежные рынки (СНГ и далее), что ставит новый вопрос – вопрос о сертификации. «Нам нужны профессионалы и господдержка», — добавляет он.