Центральный Банк опасается, что Российский Союз Автостраховщиков (РСА), на который возложена обязанность по инспекции сервисных центров, проводящих техосмотр, не справится с этой задачей, и как следствие спровоцирует повышение тарифов ОСАГО.
Согласно новому закону, принятому в июне 2019, на РСА возложена обязанность по аккредитации и инспектированию сервисных центров, проводящих технический осмотр (операторов ТО) и выдающих по его результатам диагностическую карту – заключение о том, соответствует ли автомобиль обязательным требованиям безопасности. Без этой карты ни одна страховая компания не вправе продать вам полис ОСАГО.
Закон обязал РСА переаккредитовать всех операторов ТО до июня 2021 года, а таких в России всего 5’200. При чем аккредитация возможна только после выездной проверки и физического посещения пункта ТО сотрудником РСА.
Как пишет Коммерсант, регулятор опасается, что «отсутствие фактических и финансовых возможностей у РСА может привести к дестабилизации рынка техосмотра и, как следствие, к дестабилизации рынка ОСАГО. Эта ситуация может привести к прекращению оформления диагностических карт, наличие которых необходимо для заключения договора ОСАГО».
Опасения ЦБ разделяет и сам РСА. Как заявил замглавы РСА Сергей Ефремов, «Существует опасность, что техоператоры обратятся к нам за аккредитацией в последний момент, в итоге часть из них физически не успеют ее получить». Ограниченную пропускную способность РСА в плане проверок операторов ТО подтвердил и глава РСА Игорь Юргенс.
Поэтому ЦБ, как надзорный орган, предлагает лишить РСА функций контроля операторов ТО, передав эти обязанности правительству. Уж очень памятна Центробанку история 2014 года, когда в силу наложения целого ряда факторов правительству пришлось пойти на повышение тарифов ОСАГО.
РСА предлагает другое решение проблемы – увеличить срок переаттестации на год до июня 2022 и разрешить привлекать к выездным проверкам сторонних экспертов. То есть речь идет о том, чтобы позволить РСА отдать их на аутсорсинг. Кроме того, союз автостраховщиков предлагает дать ему возможность самому определять, когда делать выездную проверку, а когда нет, что фактически опять приведет к тому, что заключение о безопасности транспортного средства смогут выдавать «бумажные» автосервисы.
Мало того, РСА говорит, что необходимо повысить расценки на работу её специалистов по инспекции до 70 тыс. руб. Сейчас это 20 тыс. руб. плюс 10 тыс. руб. за каждый пост оператора.
Все эти предложения вкупе с заявлениями РСА об ограниченных ресурсах вызывают много вопросов и не зря беспокоят ЦБ. Закон о ТО хороший, а вот с реализацией его пока есть сложности.