21-25 сентября 2016 года в Центральном доме художника в Москве проходит «Российский Форум Коллекционеров». Мероприятие поддержано Минкультом РФ и правительством Москвы.
Предмет выставки – 50 коллекций различных предметов, общая площадь выставки – 10’000 м2.
Согласно В.И. Далю, коллекция – это «собранные вместе однородные и чем-либо замечательные вещи, предметы». Коллекционер – это тот человек, который, интересуясь каким-либо вопросом науки и культуры, подбирает связанные с ним тематически, хронологически, и тп предметы материальной культуры. Формируемая коллекция, таким образом, — это совокупность памятников по выбранной проблеме, подобранная по определенной коллекционером методике.
Программа Форума включает в себя все основные стороны коллекционирования: научную, просветительскую, ярмарочную и демонстрационную. Она состоит из показа коллекций, общения с коллекционерами, лекций на тему искусства и экскурсий (в том числе для детей), а также из консультаций экспертов. Для всех, имеющих потенциально ценные предметы, представляется возможность получить их оценку бесплатно.
При входе посетителей встречают автомобили Rools-Royce 1930-1960х гг из коллекции автомастерской «Камышмаш» и Messerschmitt от ресторана LaColine.
На втором этаже – коллекции современной живописи И. Маркина, М. Голофеевой, А. Добровинского, А. Мороза, Г. Титова, Тарабровых и др.
Интересной экспозицией является «Наследие Союза» — коллекция, составленная бывшим Союзом Художников СССР из работ своих членов в 15 государствах бывшего СССР.
На третьем этаже располагаются яркие тематические экспозиции разнообразных предметов, начиная с дореволюционного периода. Среди них выставляются Д. Суетин (дореволюционные похвальные грамоты), М. Тренихин (фалеристика), А. Трофимов (коллекция пишущих машин), М. Мелитонян (транспортные карты) и открытки, фотокарточки, спички и многое другое.
Особенно ценным нам представляется то, что организаторы-коллекционеры сами присутствуют на этой выставке и охотно отвечают на вопросы посетителей о своих коллекциях, открывая целый мир знаний, который был ими собран со страстью.
О целях и задачах Форума, о коллекционировании как части культуры и его нынешнем положении в интервью культурно-политическому журналу «Э Вести» рассказал куратор Форума коллекционеров к.и.н. Арсен Аркадьевич Мелитонян.
ЭВ: Арсен Аркадьевич, мой отец меня, как и Вы своих детей, приучал к коллекционированию как к осмысленному сбережению и хранению памяти. Коллекционирование – это ведь существенная часть духовного воспитания ребенка?
Арсен А. Мелитонян: В этом заключается первое, и одно из важнейших направлений коллекционирования. Это, прежде всего, межпоколенческие связи, возможность общения между поколениями, дедушки-дети-внуки. В каждой семье, в каждом доме хранятся частички нашей истории. Мы говорим о коллекционировании как о создании семейного архива, умении его систематизировать, правильно выстроить, рассказать своим детям об истории семьи, об истории страны через историю семьи.
Я стал коллекционером благодаря своему деду, который принес мне открытки. Благодаря этому я стал коллекционировать открытки с городами мира, — и у меня была пятёрка по географии, потому что я знал наизусть столицы всех стран мира.
Соответственно, это также просветительская деятельность. У нас здесь 3 месяца проходил «Детский музей истории детской открытки» — большая выставка, где мы детям и взрослым показывали русскую сказку, русскую былину, историю русского костюма, рассказывали об образах детей в дореволюционной России и в Советском Союзе и т.д. Сегодня коллекционное собрание становится полноценной частью научного наследия, защищаются диссертации по различным направлениям. Только по открытке уже защищено, по-моему, 5 или 6 кандидатских диссертаций, где она используется в качестве источника по истории культуры.
Есть уникальный пример — в Петербурге был создан «Музей детской открытки». В нём сами дети собирают коллекцию современных открыток, которые люди просто отдают, потому что им они больше не нужны, а дети начинают коллекционировать: кто-то на тему театра, кто-то цветы, кто-то автомобили. 3-4-классник приучается к взрослому видению, к серьезному отношению к сохранению. Он делает свой доклад и рассказывает о своей маленькой коллекции. Конечно, он по-другому будет относиться и к другому достоянию, например, в музее.
У нас на стенде есть 4-томник на базе открыток по первой мировой войне, где около 200 тысяч сюжетов в открытке было издано странами-участницами этого чудовищного военного конфликта: Германией, Австро-Венгрией, Россией, Францией, Англией и так далее. Это и сатира, и пропаганда, и боевые действия, и милосердие, и тяжелейшие темы смерти, ранения и т.д. То есть, через открытку может быть представлена вся история первой мировой войны. Уникальные собрания фолиристов могут рассказать об истории русской армии, и не только армии. Марка – вообще отдельная тема, потому что она выпускалась государством и как знак оплаты, но также она пропагандировала различные направления, связанные с историей, культурой, техникой, наукой, спортом и т.д.
Ещё коллекционирование – это увлечение. Через увлечение прививается и любовь к Родине, и узнавание тех или иных событий, и умение систематизировать. Когда ребенок начинает собирать марки или открытки, начинает их систематизировать, он начинает узнавать что-то, смотря на изображение на этих открытках, марках и других раритетах. Через это узнавание начинается проникновение вглубь истории, этих знаний, и рождается то чувство сопричастности истории, которое нам очень важно с точки зрения патриотического воспитания, образования, просвещения.
Еще один важный момент. Большинство коллекционеров стремятся к тому, чтобы их коллекции не пропадали, потому что мы все не вечные. Рано или поздно наступает момент, когда надо принимать решение по дальнейшеё судьбе коллекции. Коллекционеры делают это частью общего наследия, передавая коллекцию. Не все конечно, но эта тенденция тоже есть. Кто-то продает, — и в этом нет ничего плохого, это его частная собственность, но кто-то передает государству или передает общественным организациям для дальнейшего экспонирования. Вот, например, существует «Международный союз книголюбов» и есть «Музей экслибриса и миниатюрной книги» — это общественные организации, но люди передают туда свои собрания миниатюрных книг и экслибристов, они хранятся или передаются, скажем, государственному музею, типа Пушкинского музея, в отдел личных коллекций, или любые другие музеи.
Я часть своего архива передал в «Российскую Государственную библиотеку искусств», часть передал в Российский государственный архив социально-политической истории. Я делаю это с радостью. Одну коллекцию мы с супругой подарили Музею-заповеднику Александровская слобода, посвященному времени Иоанна Васильевича «Грозного».
ЭВ: Почему коллекционер передаётся коллекцию в общее наследие? Зачем это нужно?
Арсен А. Мелитонян: Вы знаете, для меня важно, чтобы это сохранялось, чтобы это не пропало. В нашей жизни всякое может быть. Был случай, когда сгорела одна коллекция у коллеги, который хранил её дома. А это был плод его жизни. К сожалению, бывают еще более трагические случаи, когда люди уходят из жизни, в том числе насильственным путем, их коллекции похищаются, растворяются и т.д. Федеральной службой Росохранкультуры были изданы целые каталоги похищенных вещей. Для коллекционера очень важно, чтобы частичка его души сохранялась, поэтому для меня и моей супруги очень важно, чтобы кто-то другой её видел. Я собрал, я свою миссию выполнил.
Что ещё важно, даже если вещественно этого не происходит, это должно сохраняться и виртуально. Многие коллекционеры, которые собирают вещи, против любых интернет технологий, но я за. Потому что даже то, что невозможно по каким-либо причинам сохранить, если это оцифровано и хранится в интернете, оно сохраняется как часть нашего наследия хотя бы в таком виде.
Какие-то вещи люди продают, в этом нет ничего плохого. Когда собирается собрание, оно стоит дороже, чем отдельная вещь в этой коллекции, и люди вкладывают свою душу, сердце, выставляют, классифицируют. Государство закупает, работают аукционы и антикварные магазины. Это тоже часть нашей экономики, оборот культурных ценностей через их монетизацию, капитализацию, увеличение их стоимости. Тут очень много аспектов.
ЭВ: Сейчас нас учат всё выбрасывать, все вещи одноразовые. Но, в то же время, коллекционирование, как Вы совершенно правильно говорите, это часть наследия, которое стоит сохранять и что гарантирует преемственность поколений. Есть ли будущее у здорового взгляда, в том числе на коллекционирование?
Арсен А. Мелитонян: Вы знаете, будущее есть, безусловно. Мы это видим и по мировым тенденциям, и по российским, даже по тому форуму, который здесь сегодня проходит.
Во-первых, велико количество людей, которое пришло сегодня, в том числе молодежь. У нас отдельно будет день юного коллекционера. Когда мы проводим занятия в школах, Вы бы видели, с какими горящими глазами дети перебирают те же открытки, марки. Может быть, мы их сегодня мало учим, но когда это приходит к ним, они воспринимают это как нечто новое, начинают в это играть и кто-то из них станет коллекционером. Поэтому будущее есть.
40% людей коллекционируют, но я говорю, что коллекционируют все. Просто они об этом могут не догадываться. Мы все привозим сувениры из поездок, мы все, так или иначе, любим что-то дарить, систематизировать, красиво одеваться, подбирать одежду. Мода – это также вид коллекционирования.
ЭВ: Последний вопрос — благоприятен ли сегодня в России, с точки зрения государства, климат для коллекционирования?
Арсен А. Мелитонян: Это совсем не последний вопрос, это первый вопрос. Знаете, есть признаки, что государство «увидело» коллекционера.
На протяжении 70-80 лет было «всё вокруг народное, все вокруг моё». Сформировалось несколько осторожное отношение к коллекционерам, или вовсе негативное: «вот у них есть деньги, и они это могут купить». Такое отношение было у большой части населения, но оно переламывается. Увлеченный, активный, мотивированный человек – это и есть та самая основа, которая будет поднимать культуру в будущем.
Мы преодолеваем общественное мнение, и также мнение работников государственных учреждений культуры, которые считают, что государственное – это основное. У вас, мол, есть такие частные коллекции, что государство таких вещей не имеет. Мы считаем, что необходимо работать в кооперации государства и частного сектора, увеличивать долю негосударственных музеев. Но вопрос в том, каким образом сформировать законодательную базу, чтобы было, с одной стороны, понимание того, что культурные ценности остаются на территории страны, а, с другой стороны, чтобы были облегчены вопросы ввоза, вывоза, возможности экспонирования тех же вещей не только в России, но и в других странах.
Коллекционирование нуждается в решении законодательных вопросов. Это вопросы включения коллекционирования в программу развития культуры на следующий период, изменения таможенных правил, оценки коллекции. Очень тяжело ввозить крупные коллекции, потому что возникают таможенные вопросы. Как вы ввезете несколько тысяч марок, если они все должны быть описаны в декларации и т.д. Вопросы учета коллекций при получении – это отдельная тема, очень серьезная и крупная. У вас есть коллекция и вы хотите ее заложить в банк и получить кредит. Вопрос оценки и ликвидности этой коллекции.
В целом, одна из основных задач Форума коллекционеров – это формирование системы взаимоотношений в правовом поле по развитию коллекционирования.
Источники:
Russian Forum Of Collectioners.