Удивительное открытие, сделанное мной на открытии выставки «Русская Антарктида. Два века истории», состоит в живописности этого холодного континента. Дело не в том, что искусствовед Евгений Лукьянов, куратор этой выставки, показал нам историю Антарктиды через живописные произведения, а в том, то южный континент оказался и впрямь сказочно красивым местом. Недаром в него страстно влюблены полярники и политики, борющиеся за свой кусок чуда.
Путешественники, посетившие открытие выставки, вспоминали экспедиции, хвалились отменным вкусом моржей и ласками прыгающих дельфинчиков. Так «попробовать» Антарктиду не у всех получится, но увидеть её глазами художника, а не кинооператора (разница восприятия объекта колоссальна) доступно всем.
Государственный Исторический музей (ГИМ) вспомнил о том, что на борту первооткрывателей Антарктиды в 1820-1821 годах был прекрасный художник Павел Николаевич Михайлов. Его акварели сохранили для нас виды удивительного континента, его огромных скал (шельфовых льдов), красочного неба (южного сияния) и диковинных животных.
У Павла Михайлова было очень мало времени, чтобы поведать современникам (а затем и нам) об Антарктиде. Мы видим несколько романтических акварелей, посвящённых «ледяным островам», из его путевого альбома, специально отреставрированного и разброшюрованного к выставке.
Первая русская антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева — командиров шлюпов «Восток» и «Мирный», благодаря удачному стечению климатических обстоятельств впервые смогла близко подойти к неизвестной земле. Суда, которые не сравнимы с нынешними по техническому оснащению, пробыли здесь всего несколько дней и не смогли высадиться на берег. Зато они встретили на Антарктиде западных коллег, которые то ли случайно, гоняясь за китами, то ли намеренно решили посетить то же место в то же время.
Встретить же местное население экспедиции не удалось. Его тут попросту не было. Поэтому подготовленные для аборигенов серебряные памятные медали с профилем Александра I пришлось раздавать в другом месте. Моржам и пингвинам они не были интересны. Но сегодня экспозицию ГИМ украшает несколько редких экземпляров этих монет 1819 года.
Вторая антарктическая экспедиция состоялась уже в эпоху СССР, в 1956–1958 годах. В отличие от первой, она была хорошо оснащена и положила начало научному освоению Антарктиды — основанию первой в мире антарктической полярной станции «Мирный». Её работу в духе соцреализма запечатлел художник Игорь Павлович Рубан, который, в отличие от предшественника, был сосредоточен на зарисовках героев-полярников и их труда.
Традиция художественного запечатления русской Антарктиды, заложенная первооткрывателями, сохраняется и поныне. Действующие здесь научные станции приглашают современных художников живописать континент, и они, уже свободные от пут соцреализма, создают яркие образы богатой природы, близкие к тем, которые увидел Павел Михайлов.
Это и работы Лилии Петровны Славинской, писавшей Антарктиду в 2017-2019 годах, и творения Ирины Маковеевой и Светланы Могутиной.
Антарктида сегодня осваивается всем миром, но при этом остаётся открытой, освоенной и запечатлённой русскими землёй. Наша страна не только первой достигла её и начала её изучение, но она создала и поддерживает художественный образ континента. Русский образ русской Антарктиды, который с нами уже два века.