Как всё-таки изменилось в русском сознании понимание сказки за последние пару столетий! Устная культура народа (собственно, слово «сказка» происходит от глагола сказывать, рассказывать), передаваемая поколениями, из уст в уста, от бабушек к внукам — культура, бывшая объектом изучения крупнейших филологов (вспомним хотя бы А.С. Пушкина и А.А. Шахматова), сузилась до нескольких образов, известных по советским мультфильмам и кинофильмам и оторвалась от своих народных корней.
Сказки — это то, что завораживает детей, приобщает их к родной культуре и даёт чувство родного языка. Так было с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который проникся горячей любовью к народу через повествования своей няни — Арины Родионовны, и впитал в себя его душу. Пушкин искренне полюбил этот жанр народного творчества и вписал его в контекст современного ему времени через создание собственных сказок — высочайших образцов русской литературы: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке» и т.д. Сказки позволяют писателю «видеть свойства нашего русского языка», — напутствовал он.
Целая плеяда русских писателей последовала примеру Пушкина и традициям своего народа. Например, в этом жанре блестяще творили П.П. Ершов («Конёк-горбунок»), Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»), М.А. Булгаков (разве его «»Мастер и Маргарита» и «Иван Васильевич» — не сказки?), А.Н. Афанасьев (он издал целый сборник «Народные русские сказки»)…
Любовь к сказкам нашла отражение не только в литературе России, русские композиторы писали на эти сказки прекрасные оперы и балеты («Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Черевички» П.И. Чайковского и т.д.), и сказки получали свои музыкальные и танцевальные образы.
Не осталось в стороне и художественное творчество XIX-XX веков. Иван Крамской, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров — вот только некоторые из имён русских художников-сказочников, занимавшихся «сказочным» оформлением книг и созданием глубоких картин на сюжеты народных сказаний.
Когда Иван Крамской пишет своих «Русалок», он рассказывает грустную историю о том, как обманутые девушки топились от несчастной любви и становились русалками. Когда Виктор Васнецов создаёт образ своей «Алёнушки», мы видим скорбь девочки-сироты, которая не уберегла младшего братца от беды. Когда Михаил Врубель представляет свою жену — певицу Надежду Забелу — в виде «Царевны-Лебеди», наше сердце сжимается от невинно пострадавшей от зависти сестёр праведной жены.
«Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. Сказки неизменно несли в себе христианскую миссию — они показывали, куда могут привести человека его проступки, а зло, совершенное по отношению к герою, всегда наказывалось. В сказках всегда был счастливый, жизнеутверждающий конец.
Отсюда и прекрасная форма, в которую всегда облачается сказочное повествование: идеальные герои, яркие сочные краски, звуки, высокие слова. Отсюда выражение: «Сказочно красиво».
Всю эту красоту Третьяковская галерея попыталась продемонстрировать в выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Для этого в Западном крыле Новой Третьяковки был создан целый мир из трёх частей: подводной, лесной и подземной, где были соединены произведения мастеров дореволюционного и советского прошлого с искусством нашего настоящего, где последние представляются в виде арт-объектов современного искусства и инсталляций.
Зрелищности этой выставке не занимать, и детей из помещения не выгнать: тут им и кино, которое можно посмотреть в наушниках, и подвешенная к потолку огромная золотая рыбка, и огромный сказочный искусственный медведь, распластанный как будто для того, чтобы дети на нём резвились, и чучела животных и всякая всячина, созданная под впечатлением образов сказочных героев.
Собственно, это и навеяло мне мысль о том, как изменилось за это время понимание сказки. С этой точки зрения организаторы молодцы — они не просто показали свои предметы искусства, но позволили их исследовать и увидеть перемены в творческом подходе художников.
Красота сказки сохраняется, но в яркости и масштабности оформления, пожалуй, тонут полотна русских живописцев и тот глубокий народный смысл, который показывает борьбу добра со злом и обещает ему победу.
Один профессор-искусствовед, который привёз в Россию выставку актуального искусства, в ответ на мой вопрос о том, почему это искусство так некрасиво, сказал мне: «Какая жизнь, такое и искусство! Художник лишь отражает жизнь. Будет другая жизнь — изменится и искусство». Мне эта мысль показалась очень верной.
А глядя на современную реализацию сказочных образов, мне не хватило не столько красоты, сколько глубины и оптимизма. Наверное, жизнь у нас нынче такая поверхностная и унылая…