13 августа 2016 года в Рузе (Московская область) прошёл фестиваль «Молочная река». Второй год подряд он вносит свою лепту в поддержание рузских и русских традиций, пользуясь поддержкой администрации Рузского муниципального района и ОАО «Рузское молоко».
С агрохолдингом «Рузское молоко», мы полагаем, Вы знакомы давно и любите их молочную продукцию. Поэтому, на наш взгляд, Вам будет интересно наше интервью с Президентом агрохолдинга Рузское молоко Василием Вадимовичем Бойко-Великим о сельскохозяйственном производстве в современной России. В конце статьи предлагаем Вам посмотреть наш фоторепортаж о фестивале.
ЭВ: Василий Вадимович, можно ли спросить Вас, как Вам удаётся так последовательно, на протяжении долгого времени, несмотря на какие-либо недоброжелательства, продолжать идти путём сохранения традиций и качества?
В.В. Бойко-Великий: Благодаря помощи Божией и заступничеству Пресвятой Богородицы. Потому что, конечно, на нас столько нападок, что не в человеческих силах было бы выдержать такое. Это Вера и ещё личное стремление делать продукты качественно, как для себя.
Мы стараемся, насколько хватает наших сил, делать качественную продукцию, чтобы людям от этого было хорошо, чтобы их здоровье укреплялось (а не наоборот) и всех к этому призываем. Я сам ежедневно, за исключением однодневных и многодневных постов, начинаю свой день с сырников, сметаны, стакана кефира.
ЭВ: Говорят о том, что сейчас в России создан инвестиционный климат едва ли не лучший в мире, лучше, чем в Европе. Удаётся ли Вам использовать инвестиционные институты, которые сейчас создаются для развития?
В.В. Бойко-Великий: Сегодня делается много хорошего, хотя я, к сожалению, не могу сказать, что наш инвестиционный климат – лучший. По одной простой причине, и здесь нечего скрывать, — ставка банковского кредита в Западной Европе и в Америке в разные периоды составляет 2-6%. У нас на сегодняшний день – 16%.
Конечно, есть кредиты субсидируемые, и это очень здорово и правильно. На сезонно-полевые работы субсидии доводят ставку до западноевропейской. Но, во-первых, далеко не все могут получить такие кредиты, а во-вторых, помимо сезонно-полевых работ существует масса других сельскохозяйственных потребностей. Это и реконструкция молочного завода, и закупка техники, и многое другое. На технику, правда, тоже дают субсидированные кредиты, но не на всю.
Сейчас самое главное, чего не хватает сельхозпроизводителю – это финансовых вливаний. Не каких-то дополнительных, но обычных, нормальных, в виде кредитов под залог земли. Центробанк запрещает сегодня брать банкам землю в залог…
Пока это не восстановится, программа по сельскому хозяйству, по импортозамещению будет двигаться черепашьими темпами.
ЭВ: Тем не менее, Минсельхоз сейчас реализует программу развития сельского хозяйства и оно в некоторой степени развивается. Востребованы ли технологии полезной и вкусной продукции ОАО «Русское молоко» в этом развитии?
В.В. Бойко-Великий: Да, я думаю, что востребованы. Сейчас множество людей стремится брать с нас пример, и это тенденция последних лет. Они приезжают ко мне, консультируются, открывают производства натурального молока в соседних областях: Ярославской, Владимирской, Ивановской и других. Наши технологии, конечно, востребованы. Но есть и другая тенденция, что экономика молочного производства, к сожалению, на сегодняшний день страдает от фальсификата молочных продуктов (пальмового масла), и это тоже одна из бед.
Собственно, три беды у молочного производства: отсутствие нормального кредитования по нормальной ставке реального производства, диктат торговых сетей – монополистов, которые большую часть прибыли сельхозпроизводителей забирают себе, и использование в молочной и кондитерской промышленности всё большего количества пальмового масла. Если эти проблемы решить хотя бы наполовину, Россия бы стала кормить молочными продуктами Европу и Америку, а не наоборот.
ЭВ: Последний вопрос я как раз хотела бы задать по поводу экспорта. Если уж молочную продукцию экспортировать к чести для нашей державы, то это Вашу продукцию. Насколько мне известно, сейчас у нас открываются экспортные возможности, Минэкономразвития и В. Путин ездят и заключают соответствующие договора. Удаётся ли Вам использовать экспортные возможности, в частности, экспортного центра?
В.В. Бойко-Великий: К сожалению, у нас скоропортящаяся продукция, со сроком хранения неделя, максимум – 10 дней. Её очень трудно экспортировать, за исключением, может быть, сливочного масла.
Как известно, в благословенное царское время половина сливочного масла в Западной Европе была из России (Вологодчины и других регионов). Но сейчас западноевропейский рынок практически закрыт для России. Притом не нынешними санкциями, он был закрыт и два, и четыре года назад. Потому что несмотря на то, что мы вступили в ВТО, там ставятся не таможенные барьеры, а процедурные, связанные с сертификацией молочных продуктов. Они ставятся не только для продуктов из России, но также из Латвии, Эстонии, чтобы ничего не проникло ни в Польшу, ни в Германию. Для последних молочная продукция – один из основных критериев экономики. Германия, насколько я знаю, даже «задавила» молочный рынок Италии своими дешёвыми йогуртами. Конечно, нас туда не пускают, не хотят пускать. С этим надо бороться, но это уже на уровне государства.
ЭВ: Спасибо большое. Удачи Вам во всём.
Хотелось бы надеяться, что в следующем году, и далее «Молочная река» будет проходить с большим размахом. И что такой опыт переймут другие регионы страны, тем более, что «Рузское молоко» охотно делится своим опытом.
Что собой представляет мероприятие? Место фестиваля – Казачья поляна, причём она действительно «населена» казаками, которых много в программе, среди участников и гостей фестиваля. При входе на поляну каждого гостя встречает кружка свежего «рузского» молока, а малышей — конфета «коровка».
В начале праздника – небольшие приветствия от устроителей фестиваля и почётных гостей. Официальная часть переходит в программу развлечений до ночи, которые включают в себя: авиашоу от «Ватулино», концерт фольклорной музыки, ферму с животными и богатую ярмарку с мастер-классами ремёсел и рецептур (дойка молока, гурьевская каша, сыры, приготовление масла и др). Праздник получается весёлым, познавательным и полезным для здоровья, он проходит на свежем воздухе с натуральными угощениями. Детишки – самый счастливый и благодарный гость праздника.
В отличие от множества современных фестивалей для массовой аудитории, акцент здесь сделан на семейный здоровый отдых и по типу устроения он исключает что-либо вредное для семейных ценностей. Поэтому, когда вечереет, никто не спешит покидать поляну.
Отдельный пункт отдыха – экскурсия. Все желающие могли записаться на автобусную экскурсию по угодьям агрохолдинга «Русское молоко», с посещением его полей и настоящей фермы с телятами и коровами. Экскурсии вели сотрудники холдинга «Рузское молоко»: пресс-секретарь, агроном, технологи. Живописная в своей естественной красоте природа, ласковые ухоженные тёлочки и поля, на которых покачивается от лёгкого ветра то, что затем станет натуральными комбикормами для них. Настоящая сельская идиллия, где живописцы могли бы найти немало вдохновения.
Подводя итог нашему мини-отчёту о «Молочной реке», мы хотели бы поставить гриф «рекомендовано» для разборчивой публики. Если Вы решаете, ехать на праздник или нет – езжайте, непременно с детишками.