Рынок электромобилей близок к массовому внедрению

Рынок электромобилей близок к массовому внедрению

Как только доля электромобилей (BEV) в продажах новых машин пересечёт 5% рубеж – всё изменится, говорит анализ Bloomberg.

Многие из нас помнят, как они впервые взяли в руки смартфон. Устройство было диковинное, дорогое и ультрасовременное, привлекающее внимание окружающих. Но менее чем через десять лет, диковинным стало не владеть им.

Тот же самый сдвиг, меняющий общество, происходит сейчас с электромобилями, свидетельствует анализ темпов их внедрения по всему миру. США – последняя страна, которая преодолела важную 5% веху в продажах полностью электрических машин. Этот порог сигнализирует о начале массового внедрения электромобилей, периоде, когда предпочтения покупателей начинают быстро меняться.

По итогам первых шести месяцев этого года США присоединились к Европе и Китаю – в совокупности трем крупнейшим автомобильным рынкам мира – в достижении знакового показателя.

Если Штаты повторят ту же траекторию развития, что и остальные 18 лидеров электрификации транспорта, то к концу 2025 года четверть продаж новых автомобилей будут питаться от розетки. Это на 1-2 года раньше, чем прогнозировало большинство экспертов рынка.

Почему 5% так важны?

Самые успешные новые технологии – электричество, телевизоры, мобильные телефоны, интернет, даже светодиодные лампочки – демонстрируют S-образную кривую внедрения. На раннем этапе продажи растут медленно, затем они неожиданно быстро взлетают, как только продукт становится мейнстримом. Верхняя часть кривой S показывает последних защитников старины, которые с трудом расстаются со своими телефонами-раскладушками.

В случае электромобилей 5%, вероятно, – это тот рубеж, когда ранние последователи уступают место массовому спросу.

Предположение о том, что страны следуют приблизительно одинаковым шаблонам внедрения электромобилей, с одной стороны, логичное, с другой стороны, подтверждается цифрами. Ведь большинство препятствий носит универсальный характер: не хватает общественных зарядных устройств, автомобили дорогие и в ограниченном количестве, покупатели мало что о них знают. Но, как только дорога проложена первыми 5-ю процентами, остальная масса начинает следовать за ними.

Поэтому кривая принятия электромобилей, которой следует Южная Корея, начиная с 2021 года, в конечном итоге выглядит очень похожей на кривую принятия Китая в 2018 году, которая, в свою очередь, повторяет Норвегию 2013 года. Следующими крупными рынками, пересекшими барьер, в этом году обещают быть Канада, Австралия и Испания.

Данное исследование и выводы касаются только полностью электрических автомобилей.

В некоторых странах, в первую очередь европейских, внедрение новой технологии началось с подключаемых гибридов (PHEV), которые имеют маленький аккумулятор, заряжающийся от двигателя внутреннего сгорания. Таких из 20 миллионов электрических машин, бегающих сейчас по дорогам, 5.3 млн. штук. По мнению BNEF, мировой парк электромобилей быстро вырастет и удвоится уже к концу 2023 года.

Поскольку использование подключаемых гибридов лишь слегка отличается от традиционной техники, поэтому первоначальный этап длился дольше, начало массового спроса был зафиксирован на отметке 10% доли продаж новых авто.

США и Китай отказались от внедрения PHEV и сразу сфокусировались на полностью электрических машинах.

Темпы роста внедрения зависят не только от спроса, но и от способности автопроизводителей и их поставщиков достаточно быстро наращивать выпуск.

У них свои Рубиконы. Заводы должны быть переоборудованы, а цепочки поставок перестроены. Для достижения максимального снижения затрат, под электротягу автомобиль должен быть разработан с нуля. Согласно европейскому опыту, как только производство электромобилей пересекало 10% отметку, то менее чем через два года этот показатель утраивался!

Автоконцерны Volkswagen, Ford и BMW объявили, что к 2030 году электромобили в их производстве занимать не менее 50%. У крупнейшего мирового автопроизводителя – Toyota – самая неспешная стратегия внедрения электромобилей: она к концу десятилетия намерена нарастить выпуск электромобилей до 3.5 миллионов из 10, производимых сейчас.

На данный момент 90% мировых продаж электромобилей приходится на США, Китай и Европу. А значит, страны, на долю которых приходится около 1/3 мировых продаж автомобилей, еще не прошли переломный момент. Тем не менее, по данным Международного энергетического агентства, за последние два года мировые продажи электромобилей утроились. Весь чистый рост мировых продаж автомобилей в 2021 году пришелся на электромобили, и эта тенденция сохранится.

Говоря о мире в целом, доля BEV транспорта пересекла 5% порог в прошлом году. Если учитывать PHEV-машины, то переход 10% Рубикона ожидается уже в этом. Если данные тенденции сохранятся, то можно ожидать ускорения спроса.

Поделиться с друзьями
Subscription