По данным «Автостата» на осень текущего года продажи электромобилей в России выросли в 3 раза по сравнению с прошлым годом. Только в сентябре 23 человека стали обладателями электрокаров (в прошлом году этот показатель составил всего 8 единиц).
Самыми популярными моделями оказались хэтчбек Jaguar I-Pace и кроссовер Nissan Leaf. Машины марки Tesla также не уступают по продажам: седаны Model 3, Model S и кроссовер Model X по-прежнему востребованы на российском рынке.
22 ноября компания Tesla представила еще одну модель электрокара – пуленепробиваемый пикап Cybertruck. Автомобиль сделан из высокопрочной нержавеющей стали, а кузов-экзоскелет способен выдержать выстрелы из пистолета 9 мм калибра, он едет быстрее чем, например, Porsche 911 и имеет запас хода в 800 километров. Как сообщил генеральный директор Tesla Илон Маск, первые поставки автомобиля начнутся не раньше 2021 года, однако предзаказы из России уже есть. В Америке цены начинаются от 39’990 долларов, в России же, с учетом пошлины и доставки, стоимость будет составлять примерно 65’990 долларов, это порядка 4’200’000 рублей.
Российский автопром тоже обещает к 2021 году порадовать водителей электрокаров свежим релизом. Как сообщает ТАСС со ссылкой на министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, серийное производство первого российского электромобиля Zetta должно запуститься уже в первом квартале 2020 года. Цена на электромобиль будет зависеть от емкости батареи и типа привода.
Эксперты отмечают, что рынок электромобилей в нашей стране растет довольно стремительно. Причем не только новых, но и подержанных: по данным того же «Автостата» объем российского рынка электромобилей по итогам 9 месяцев 2019 года составил 2’646 машин, и 90% из них – с пробегом. Однако, сложностей в России с приобретением и обслуживанием электрокаров по-прежнему много.
Станислав Исаев, директор по продажам в компании Moscow Tesla Club: «Перспективы рынка электрокаров, как и во всем мире, растут. Но у нас в стране есть несколько сдерживающих факторов: ввозная пошлина (почти во всех странах она отсутствует); отсутствует кредитная поддержка для покупки электромобиля (банки очень неохотно кредитуют электрокары, просят большие первоначальные взносы); машины без НДС, поэтому при покупке в лизинг человеку необходимо заплатить еще 20% к стоимости машины с уже включенной пошлиной в 52% от первоначальной цены.
Плюс в России слабая инфраструктура для электромобилей: сейчас большинство электромобилистов полноценно могут пользоваться машиной только в границах города и области, далеко не везде есть быстрые зарядки. Если посмотреть на самые популярные марки, то это Nissan и Tesla. То есть рынок покупает либо самые дешевые электромобили, либо самые дорогие. Средний ценовой сегмент почти не покупают из-за того, что 1.5-2 млн рублей может стоить и электрическая Kia SOUL, и бензиновый автомобиль бизнес-класса, пусть и б/у».
Геннадий Борисов, генеральный директор компании Electric Motors Club: «Пик электромобилей пришелся на 18-19-е годы и не просто как «выскочка пятиминутка». Porsche, Mercedes-Benz и многие другие марки стараются выйти на эту нишу качественных электромобилей, но ни одна компания не превзойдет детище Илона Маска. Tesla впереди планеты всей, недавно открыли заправку суперчардж. Я считаю, что, когда появится автомобиль, который будет заряжаться 20-30 минут и проезжать порядка 700-800 км, двигатель внутреннего сгорания будет обречен.
Но, к сожалению, у нас очень бедное население, люди не могут позволить себе электромобили, которые облагаются большими пошлинами и стоят дороже. Наше государство делает все, чтобы закрыть этот бизнес. Малый и средний бизнес пытаются, но технический регламент с 2015 года не позволяет выводить машины на юридические лица. А когда выводишь на физическое лицо, то сразу попадаешь под 115 закон ФЗ. Пересмотр технического регламента позволит стране более активно участвовать в автобизнесе и поднимет продажи».
Положительная динамика на рынке электромобилей наблюдается экспертами с апреля текущего года. Но несмотря на хороший показатель роста, процент, на который приходится количество электрокаров относительно общего числа автомобилей в России, по-прежнему ничтожно низкий – 0.1%. И эксперты пока прогнозируют сохранение этой тенденции на ближайшие три года.