За январь-июль 2024 года на 29.6% сократились прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Китай. В абсолютных величинах это $75 миллиардов, которые, в основном, идут в производственный сектор. Отток иностранных инвестиций усугублялся увеличением собственных внешних инвестиций Поднебесной.
Озабоченность западных инвесторов, прежде всего европейских, сводится к формуле: нельзя класть яйца в одну корзину. Сейчас разворачивается крупная дискуссия не вокруг того, что Китай взял на мушку всё развитие Западной Европы (все дивиденды от инвестиций, якобы, находятся в Поднебесной), а о том, что если сейчас не будет развиваться Китай — самая бумирующая экономика мира, то и Европа будет продолжать стагнировать.
В треугольнике Китай-Европа-США в долгосрочном плане бенефициаром оказываются США, но от инвестиций в Китай в краткосрочной перспективе выигрывает больше Европа, чем США, хотя они тоже заинтересованы во вложениях в китайскую экономику. В итоге и Китай, и Европа работают на «заокеанского партнёра».
Что же всё-таки мешает повышать темпы роста в Китае, и повышая их, принимать больше инвестиций? Ведь падение инвестиций в Китай на треть — это беспрецедентный случай, за последние 25 лет такое наблюдается впервые.
Прежде всего, нацеленность китайского руководства на расширение среднего класса. Китай, по статистике Министерства торговли этой страны, основные усилия направляет на социальную сферу. Он намерен в ближайшие 5 лет создать средний класс в размере 800 миллионов человек. Класс-амортизатор позволит стране развиваться такими же темпами, какими они были в 1960-1980 годах, ещё как минимум 50 лет.
Китай понимает, что будущее за высокими технологиями, которые потребуют не только расширения производства, но и класса «белых воротничков» — специалистов не нулевого, а 7го уровня. Тех, которые станут авангардом XXII века. Это инженерно-технические кадры, которые будут способны работать на сверхмощных, сверхинтеллектуальных механизмах, превращающих сегодняшнюю чипированную экономику в завтрашнюю «экономику малых затрат».
Цель, которую ставит перед собой китайское руководство — создание непотопляемой подводной лодки, абсолютно капсулированной, герметичной китайской экономики, которая будет отвечать формуле «сама садик я садила, сама буду убирать». Преждевременные прогнозы о том, что Китай загибается и начинает стагнировать, преждевременны.
Наш прогноз основывается на исторической судьбе КНР. Китайская экономика сегодня начиналась в начале 1950х годов с приезда молодых китайских математиков в Институт Стеклова на Ленинском проспекте. С тех пор в Китае создана крупнейшая эконометрическая школа, которая позволит развиваться этой стране так долго, как она себе это представляет.