Прекрасные образцы современной живописи, датируемой 1943-2017 годами, с 5 по 24 октября 2017 года были доступны для свободного показа всем желающим в Музее Москвы. В рамках экспозиции «Сохраняя настоящее» СДМ-Банк выставил часть своей коллекции современной живописи, 40 из 570 картин. «Для души и греться», — так определили цель собирания коллекции владельцы, называющие собрание «духовным активом» банка.
Довольно редко случается в наши дни, что современное искусство на выставке предстаёт перед зрителем не в концептуальном виде, этаким намёком на живопись, но живописью, написанной понятным современным языком. Пожалуй, в экспозиции есть все направления искусства, от реализма до абстракции, но к каждому художнику предъявлено требование высочайшего профессионализма и… душевности. Каждое полотно таит смысл, над каждым требуется подумать. Московская школа живописи, составляющая ядро экспозиции, смотрит на нас вопросительно буквально с каждого полотна.
Наполнение различается не только жанрово, но и по звучности имён художников. Некоторые работы пришли в коллекцию из соцсети, другие авторы знакомы по аукционам Сотбис. Какие-то из них стоят 25’000 рублей, какие-то – миллионы.
Собиратели постоянно контактируют с художниками, приезжают к ним в мастерские. Как рассказала культурно-политическому журналу «Э-Вести» куратор выставки Юлия Щукина: «Мы приезжали к Вере Ельницкой, потрясающей современной художнице, мастеру пленэра. Она пишет быстро, в её мастерской всё плотно заставлено полотнами, даже выбирать их было сложно… Мы купили сразу 5 работ». Такие приобретения, как все мы понимаем, позволяют художникам продолжать работать и жить. И становиться заслуженно известными.
Конечно, это не относится к таким маститым авторам, как Макс Бирштейн и его дочь Анна, Наталья Нестерова. Или абстракционист Олег Кудряшов – художник, который в 1970е годы иммигрировал в Америку, где все музеи «забиты» его работами, а в 1997 году вернулся домой. Большинство представленных работ принадлежат всё-таки признанным авторам, тем, кого мы видим в Третьяковке и Русском музее.
Начало коллекции СДМ-Банка — изначально института СтройДорМаш – было положено ещё до образования собственно банка, 26 лет тому назад. Когда финансирование института прекратилось, его коллектив решил сделать банк в обшарпаном здании своего НИИ. Первые картины были принесены из домов, чтобы украсить помещение, на ремонт которого не было средств.
Это были картины акционера СДМ-Банка Михаила Гайцгори, увлеченного домашним собиранием живописи. Увлечение передалось председателю Совета директоров банка Анатолию Ландсману, и продолжилось им после смерти Гайцгори.
Со временем в собирание были вовлечены едва ли не все топ-менеджеры и различные консультанты-искусствоведы. Постоянно сопровождала коллекцию вдова Гайцгори Вера Солнцева, но всегда все решения по коллекции принимают сами акционеры.
Выставка в Музее Москвы – это не единственная в своём роде площадка, где можно было увидеть собрание СДМ-Банка. Хотя бы раз в год часть коллекции (до 70 работ) переезжает в открытый доступ. Да и в самом банке полотна развешаны постоянно. «Картины висят в банке всюду: в коридорах, фойе… Всё завешано и ротируется, — рассказывает Юлия Щукина. – У нас ещё есть проект «партнёрские выставки» — каждые три недели в двух выставочных фойе мы совершенно безвозмездно делаем выставку новых для нашей коллекции работ. Это делается для того чтобы люди могли их увидеть и, возможно, выбрать несколько работ к себе в коллекцию».
По словам куратора, одна из целей коллекции – просветительская. Пожалуй, она удалась как минимум в одном случае. Лично меня, человека, воспринимавшего современную живопись как нечто ругательное, СДМ-Банку удалось просветить и влюбить в некоторых авторов.