Глядя на удивительные по тонкости исполнения миниатюры, выполненные рукой художника Ивана Похитонова (1850-1923), диву даёшься: как Россия могла потерять его наследие на долгие годы, оставив живописца в эмиграции, а его картины — в Европе?! Конечно, он не единственный такой мастер, не востребованный советской культурной пропагандой, но каждый подобный яркий пример отношения к своим талантам вызывает глубокую грусть.
Иван Похитонов был передвижником, самородком (художником-самоучкой) и писал в основном пейзажи с видами родной Малороссии, а также европейских стран. Его политические убеждения были близки к народовольческим (именно за участие в Народной Воле он был исключён из Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии), что отчасти отразилось на сюжетах его картин. Но привлекает в них, конечно, не это, а красота живописи и её техническое совершенство.
Самобытность художника состоит в его абсолютной технической оригинальности — миниатюрист работал кистью под увеличительным стеклом (иногда он одевал две пары специальных очков с особыми линзами). Как утверждают специалисты, его техника работы с кистью по полотну достигла исключительного совершенства — невозможно даже понять исполнения художественных форм. Можно себе представить, как терял зрение этот поистине великий мастер русской миниатюры. Он — величайший миниатюрист, достигший абсолютных высот в технике. Его работы — шедевры мировой художественной миниатюры. В России же такого высокого мастера не было ни до, ни после него. Представьте себе, какой пласт культуры, какая большая часть высокого художественного наследия долгое время оставалась вне трендов российского художественного образования.
Российский зритель только сейчас начинает знакомиться с художником. Открытие родине наследия Ивана Похитонова, как и других его собратьев по эмиграции, лежит на плечах потомков. В устройстве его персональных выставок в Третьяковской галерее (как той, что проходила десять лет назад, так и текущей под названием «Иван Похитонов», приуроченной к 170-летию со дня рождения художника) самое активное участие приняла его правнучка Аллегра Шапюи-Маркевич (кстати, говорящая по-русски).
«Я родилась и живу в Швейцарии, — рассказала она «Э-Вести». — Мой отец Игорь Маркевич приехал в эту страну совсем маленьким мальчиком из Киева». Насколько тяжело их жизнь складывалась в эмиграции, в полной мере ощутила его мать — бабушка Аллегры, покинувшая Россию в 1917 году. «В 1918-1919 годах они не смогли больше получать деньги из страны, которые ранее им регулярно отправляли русские родственники, — рассказывает Аллегро. — Эти деньги были единственным источником, обеспечивающим нашу семью, поскольку мой дед не работал. Финансирование прекратилось, и жить стало не на что. Мой отец вынужден был зарабатывать на жизнь, давая уроки фортепиано и концерты, а моя мать оставалась тем временем одна с тремя детьми, включая пятимесячного мальчика. Всё это делало её жизнь в Швейцарии на первых порах очень и очень тяжёлой».
Коллекция работ прадедушки, тем не менее, усилиями семьи была в основном спасена. Отец мадам Шапюи-Маркевич был коллекционером и понимал значимость наследия Ивана Похитонова. К моменту своей смерти, как нам рассказала Аллегро, он собрал 40 работ художника, распределённых затем между четырьмя его детьми.
Увы, никто из семьи не унаследовал живописного дара, но она стала настоящим хранителем и популяризатором художественного наследия (сама Аллегро Шапюи-Маркевич является в недавнем прошлом швейцарским политиком, а также счастливой мамой троих детей и сотрудником комитета Красного Креста). Сегодня Аллегро привезла в Россию работы Ивана Похитонова, документы и рассказ о его жизни и творчестве, и бесконечна рада очередной возможности показать россиянам живопись своего прадеда.
100 произведений Ивана Похитонова, собранных в рамках выставки Третьяковской галереей, конечно, не исчерпывают наследия художника. Другие его работы сегодня находятся у частных коллекционеров в Бельгии, где живописец прожил тридцать лет своей жизни, у наследников трёх дочерей Ивана Похитонова и в других частных собраниях и галереях по всему миру. Редкие работы есть в России, например, в Русском музее Санкт-Петербурга и Третьяковской галерее в Москве.
Бесконечно приятно быть свидетелями очередного приезда миниатюр Ивана Похитонова на родину и сознавать, что культура русской эмиграции не канула в Лету. Это (пусть и в малой степени, но) является актом справедливости по отношению к лишённым родины и состояния изгнанникам. А со временем — кто знает, может быть и так, что справедливость будет торжествовать всё в большей и большей мере, и приведёт к покаянию перед ними и компенсации за их нелёгкую судьбу…