С 08 февраля по 09 апреля 2017 года посетители Государственной Третьяковской Галереи могут увидеть избранные произведения византийского православного искусства X-XVI веков, а также сравнить их с находящимися поблизости экспонатами Третьяковской галереи, отражающей русское храмовое убранство того же периода. «Шедевры Византии», составленные из 12 икон, 2 рукописных книг и 4 предметов литургии привезены из Греции: Византийского и христианского музея, Музея Бенаки и собрания Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса.
Византийский и христианский музей (Βυζαντινό και Χριστιανικό Μουσείο) – один из крупнейших национальных музеев Греции, хранящий около 25’000 произведений раннехристианского, византийского и средневекового периодов с III до XX вв Р.Х. Располагается в Афинах. Он был основал в 1890 году Йоргисом Ламбакисом, главой Христианского Археологического общества и секретарем королевы Ольги. Некоторое время он существовал как отдел при Священном Синоде, с 1914 года стал называться Византийский и христианский музей.
Музей Бенаки (Μουσείο Μπενάκη) – основан греческим аристократом из Турции Антонисом Бенакисом в 1873 году, и ещё при жизни основателя был передан государству. Коллекция состоит из 40’000 предметов греческой истории разных периодов: от античности через римское владычество к Византии, затем от османского владычества и освобождения от него к современному греческому государству.
Выставка, которая завершает перекрёстный год культуры и туризма России и Греции, стала ответным визитом православной иконы. В 2016 году Третьяковская галерея показывала грекам свои бесценные иконы «Вознесение» А. Рублёва и собрание икон и скульптуры XV-XIX вв на выставках в Афинах.
Греческие «Шедевры Византии» охватывают период со времени правления Македонской династии до османского владычества.
Македонская династия, правившая в 867-1057 годах представляла собой не только время дворцовых переворотов, но также период обращения наших предков – славян – в православие, изобретения славянской письменности Кириллом и Мефодием. X век представлен на выставке серебряным крестом, с которым ходили во время крестных ходов.
При следующей византийской династии – Комнинах, правящей с перерывами в XI и XII веках, во время крестовых походов, греко-русские связи углубляются. Экспонат XII века на выставке – икона «Воскрешение Лазаря», стиль письма которой довольно ярко звучит в русской культуре, достаточно вспомнить образ Владимирской Богоматери.
Другие экспонаты выставки, несмотря на сохранившиеся по сей день церковные каноны, отражают другие, менее значимые в нашей истории, но не менее интересные греческие стили иконописи. Так, захват крестоносцами Византия в 1204 году активизирует общение западной и восточной иконописных школ. Турецкое владычество перемещает центры греческого иконописания за пределы Османской империи. С этими влияниями греческая иконопись приобретает новые черты. А в России тем временем пышным цветом расцветают московская, новгородская, тверская и другие центры иконописи, привносящие иной колорит.