В последние несколько недель в США вновь заговорили о скульптуре, посвящённой герою культовой серии фильмов «Рокки» и созданной более 40 лет назад. Актёр Сильвестр Сталлоне, сыгравший главного героя – Рокки Бальбоа, сначала сообщил властям города Филадельфии, что хочет вернуть скульптуру, однако после небольшого общественного резонанса он передумал и согласился оставить скульптуру городу. Вместо этого муниципалитет предоставит ему другую версию той же скульптуры, а оригинал перенесёт на новое место.
История началась в 1980 году, когда Сталлоне поручил скульптору Олдвину Томасу Шомбергу создать скульптуру для фильма «Рокки III» (1982). Выполненная из бронзы скульптура высотой почти в три метра представляет собой фигуру Рокки Бальбоа. Он без рубашки, в одних шортах и боксёрских перчатках, стоит, победоносно подняв руки над головой.
В фильме «Рокки III» есть фрагмент официальной церемонии открытия этой статуи героя-победителя в художественном музее Филадельфии.
После премьеры фильма Сталлоне подарил статую городу. С тех пор она кочевала по разным площадкам Филадельфии, а в последнее время стоит у подножия лестницы, ведущей к Филадельфийскому художественному музею. Здесь монумент находится с 2006 года и является популярным местом для фотосессий как среди туристов, так и среди местных жителей.
В 2017 году Сталлоне купил другую версию статуи на аукционе примерно за 400 000 долларов. Статуя была изготовлена в 2006 году и выставлена в Зале чемпионов Сан-Диего. Сталлоне хранил эту копию в своей коллекции до декабря 2024 года, после чего он подарил её городу. С тех пор эта копия находится на вершине лестницы Художественного музея Филадельфии.
Иными словами, сейчас у музея две статуи Рокки – оригинальный, экранизированный образец у подножия лестницы и точная копия на вершине лестницы. А недавно в международном аэропорту Филадельфии была представлена третья версия скульптуры.

Как-то недавно Сталлоне задался вопросом, не могли бы городские власти рассмотреть возможность возвращения ему оригинальной статуи 1980 года, а вместо неё оставить копию.
«По неизвестным мне причинам он попросил вернуть статую, – рассказала журналу Philadelphia Magazine муниципальный директор по культуре Валери Гэй. – И мы были рады уважить его просьбу. Мы были очень рады, что он заменит её новой статуей».
Власти города планировали выполнить просьбу Сталлоне, но актёр, по-видимому, передумал.
«В ответ на горячие отклики публики мистер Сталлоне любезно принял решение, что мы больше не будем продвигать предложение об обмене статуями, – сказал Гэй двумя днями после. – Этот результат отражает наше общее стремление прислушиваться к мнению сообщества и делать то, что лучше как для искусства, так и для людей, которые им дорожат».
Теперь городские власти придумали новый план. В следующем году оригинальная статуя будет выставлена в музее на выставке «Восхождение: Рокки и создание памятников», а перед музеем займёт место копия, принадлежащая Сталлоне. По окончанию выставки в августе позаимствованная статуя вернётся к актёру, а оригинальная займёт своё прежнее место на верхней ступеньке лестницы музея.
Затем у подножия лестницы будет установлена другая скульптура, выбор которой будет определен позднее. «Это не будет сложно, – говорит Гэй. – Однако план все ещё нуждается в окончательном одобрении».
Заметим, что оригинальная скульптура долгое время была предметом споров. Когда её впервые установили рядом с музеем, некоторых критиков возмутила мысль о том, что реквизит для фильма размещён рядом с уникальными в своем роде шедеврами таких художников, как Пабло Пикассо, Поль Сезанн и Винсент ван Гог.
Но скульптура – это «гораздо больше, чем реквизит для фильма», – сказала мэр города Шерил Паркер 10 декабря. За прошедшие годы он стал «культурным ориентиром, отражающим ценности, выдержку и дух, которые определяют этот город», добавила она. В первом фильме «Рокки» (1976) Бальбоа, как известно, заканчивает тренировку, взбегая по ступенькам художественного музея и потрясая кулаками в воздухе.
Город решил использовать тему переноса статуи как возможность «присоединиться к разговору о том, что считается «искусством» и что заслуживает места в наших самых ценных общественных пространствах», написано в опубликованном плане.
«Статуя Рокки является ярким примером этой эволюции, – говорится в проекте. – Её художественное значение было сформировано не какими-либо учреждениями, а миллионами людей, которые год за годом взаимодействуют с ней. Разместив её на самом верху лестницы, мы стремимся подчеркнуть связь с общественностью, укрепить это знаковое место».
По данным Мишель Майерс из Philadelphia Inquirer, статуя ежегодно привлекает около четырёх миллионов посетителей. Туристы со всего мира останавливаются здесь, чтобы сделать фото на память.
«Это символ Америки. Символ этого города», – сказал журналистам один из китайских туристов.



