Собрание фальшивых носов стало предметом экспозиции и вдохновения

Собрание фальшивых носов стало предметом экспозиции и вдохновения

Эксцентричная музейная коллекция вдохновила на создание не менее занимательного художественного высказывания.

Только в одном из музеев Копенгагена чтят память о сломанных носах. Среди обширной коллекции археологических артефактов, современной живописи и множества античных скульптур музея «Глиптотека» есть небольшой кабинет под названием «Носотека». За его витриной расположены девять аккуратных рядов из почти 100 носов, которые раньше украшали скульптуры музея.

Музей «Глиптотека» был открыт в 1897 году датским пивоваром и страстным коллекционером произведений искусства Карлом Якобсеном, основателем пивного бренда Carlsberg. Сегодня он занимает два особняка, объединённых внутренним двором. «Носотека» не является коллекцией исторических артефактов, какие мы привыкли видеть в музеях. Эта экспозиция скорее яркое свидетельство эволюции музейного дела.

Белый мрамор, из которого в течение веков мастера делали и делают скульптуры — чрезвычайно хрупкий материал. Многие статуи Глиптотеки и других музеев мы видим повреждёнными, такими они стали задолго до того, как попали в коллекции. Нос человека уязвим, а у скульптуры он в куда большей опасности. Как правило, носы отламываются в первую очередь.

Фальшивые носы, представленные в художественном музее Глиптотека в Копенгагене.
Фальшивые носы, представленные в художественном музее Глиптотека в Копенгагене.

Вплоть до 19-го века реставраторы считали, что такие скульптуры можно и нужно приводить к своему первоначальному виду путём несложной пластической операции, используя любые подручные средства.

Со временем реставраторы стали отдавать предпочтение естественному виду артефактов, а не восстановленному. Около 25 лет назад, как рассказывает куратор Глиптотеки по греческому и римскому искусству Энн Мари Нильсен, «в музее была коробка, наполненная носами, и мы не знали, что с ними делать… Затем мы решили собрать их вместе и выставить [на всеобщее обозрение]».

Так родилась Носотека (Nasothek). Название состоит из двух частей — приставки «naso», означающей нос на латыни, и «thek» — хранилище на греческом. Дословно — носохранилище или кладовая носов.

Эксцентричная экспозиция привлекает к себе посетителей со всего мира. Одной из них стала британская художница Таша Маркс.

«Впервые я побывала в Копенгагене в 2019 году, — рассказывает художница. — Я очень хотела увидеть необычную коллекцию, поэтому ещё до приезда в Копенгаген запланировала визит к безвестным тогда носам». В 2022 году она вернулась сюда, чтобы ещё раз полюбоваться ими.

Абсурдная крохотная экспозиция произвела на Маркс такое сильное впечатление, что вдохновила создать специальную инсталляцию «Нозеум», представленную в респектабельном магазине Liberty London в Сохо.

Нозиум, Таши Маркс
Нозиум, Таши Маркс

Предметы Носотеки не отличаются большим разнообразием. Оно далеко от того, что можно увидеть на улицах современного Лондона. В течение трёх дней Маркс и её коллега Джон Бек сканировали лица сотрудников Liberty, клиентов, друзей и парфюмеров с целью отразить современность, а именно широкое разнообразие на примере 360 носов.

Пять носиков экспозиции, обведённые синей рамочкой, необычные — они источают нежные ароматы, которые меняются каждые два-три месяца. Вот так простые и интересные идеи иногда скрываются прямо под…, ну, вы поняли, где.

Собрание фальшивых носов стало предметом экспозиции и вдохновения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку