Темпы роста мирового рынка электромобилей серьёзно замедлились. Это побуждает Tesla и других автопроизводителей, которые вливали огромные суммы в организацию собственного производства, пересмотреть свои инвестиции.
Только в Северной Америке автокомпании вложили около 100 млрд долларов в создание электрокаров, которые должны завоевать кошельки не только покупателей предметов роскоши, ранних адептов продукта, но и массовых потребителей.
Однако высокая инфляция и неподъемные процентные ставки лишают обычных людей возможности купить электромобиль. Это беспокоит автопром.
«Большое количество людей живут от зарплаты до зарплаты, и у них много долгов, у них есть долги по кредитным картам, долги по ипотеке, — высказал свою озабоченность Илон Маск на пресс-конференции, посвящённой итогам третьего квартала Tesla/ — Мы должны сделать наши автомобили более доступными».
Когда в автосалоне человек видит электромобиль Ford F-150 Lightning за 50 тыс долларов и бензиновый аналог за 37 тыс долларов, он делает весьма прагматичный выбор.
Пока электрический привод однозначно более дорогой, чем дизельный или бензиновый. По мнению экспертов, пройдёт ещё не менее трёх лет, прежде чем их цены станут сопоставимыми. Это мешает даже лидеру рынка — Tesla.
В этом году компания резко снизила цены, в некоторых случаях на целых 30%, чтобы сохранить объёмы продаж. Однако такие скидки сказываются на прибыли компаний. Если рост выручки Tesla от продаж автомобилей составил 51% в прошлом году, то в третьем квартале этого года она уже всего 5%.
Валовая прибыль автомобильной отрасли упала до 16.3% за квартал, что стало самым низким показателем за более чем четыре года.
Производители ставят экспансию электромобилей на паузу
На фоне снижения темпов продаж Маск заявил, что компания может отсрочить строительство нового завода стоимостью 1 млрд долларов в Мексике.
Заморозила свои планы по выпуску электрических пикапов в пригороде Дейтройта и GM. Завод в городке Орион должен был начать производство электрических Chevrolet Silverado и GMC Sierra в следующем году. Теперь сроки сдвинуты на конец 2025 года и объявлено, что расширение начнётся не ранее роста спроса и снижения производственных затрат.
Ford решил отложить 12 из запланированных 15 млрд долларов инвестиций в электромобили. Совместный с SK On Co завод аккумуляторов будет перенесён в Кентукки. а производство электрического Mustang Mach-E в Мексике будет сокращено.
Замедление темпов продаж электромобилей сказывается и на других мировых автопроизводителях, включая Mercedes-Benz и Volvo Car AB. Штормит и цепочку поставок автозапчастей.
«Всякий раз, когда появляется новая технология, её внедрение идёт тяжело», — говорит глава Cox industry insights Стефани Вальдес Стрити. Вопрос, когда закончатся эти трудности.
По мере того как всё больше компаний выводят давно запланированные электромобили на насыщающийся рынок, тем больше растут запасы.
«Это вызывает беспокойство, — сетует Вальдес Стрити. — В прошлом году им не пришлось снижать цены, и на автомобили была очередь. Теперь же у нас больше запасов».
От скидок пострадали и прокатные компании. Стивен Шер из Herz заявил, что они снизят закупки электромобилей, так как более низкие цены при перепродаже легли тяжёлым бременем на бюджет. Т.е. надежд на корпоративных покупателей мало.
Массовый рынок
На массовом рынке запланирован выход более дешёвой версии Chevrolet Equinox EV, а в 2025 году — ещё более доступной новой Chevy Bolt. Базовые цены на первую стартуют от отметки в 35 тыс. долларов.
Пока традиционные американские автопроизводители взвешивают, как догнать Tesla, Маск заявляет, что будет следить за мировой экономикой прежде, чем давать зелёный свет заводу в Мексике.
«Информировать людей о машине — это здорово, но если они не могут себе этого позволить, это не помогает, — говорит Маск. — На самом деле единственное, что надо решить, — это сделать машины доступными по цене».