25 мая в Москве руководители отрасли дорожно-строительных и специальных машин собрались на 5-й российской конференции «Спецавтотехника 2016», организованной АСМ-холдингом, Объединением автопроизводителей России и Спецавтопром, при поддержке Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ.
Спецтехника – то есть техника специального назначения – свыше 6 тонн занимает 38.3% в общем парке грузовых автомобилей России, и насчитывает 1.413 млн машин на 01.01.2016. Она призвана выполнять важнейшие задачи народного хозяйства, обеспечивая строительные (69.2%), наливные (цистерны и тп, 13.7%), подъёмные (9.5%), коммунальные (5.2%), сельскохозяйственные и прочие работы. Исходя из масштабности решаемых задач, становится ясно, почему 90% специальной техники закупается под нужды государства или крупных проектов.
Рынок крупной специальной техники в основном представлен нашими производителями: КамАЗом (31.4%), ГАЗом (22.8%), ЗИЛом (21.2%) и МАЗом (8.4%).
Ситуация в отрасли непростая, российское производство прилагает большие усилия для загрузки мощностей. Некоторые – как, например, КаМАЗ или Урал, наращивают свою долю даже в нынешних непростых условиях. Потребление вследствие рецессии уменьшается, импорт по-прежнему велик, а экспорт оставляет желать лучшего. При этом в ближайшие 2-3 года аналитики не ожидают возврата к докризисному уровню. На Спецавтотехнике 2016 своё видение будущего обозначили НАПИ (Арабаджи Т.В.), ПрайсВотерХаузКуперс (PwC Синичкина В.А.), КамАЗ (Арутюнян А.А.) и ИПР Информэлектро (Руднев Ю.А.).
PwC полагает, что основными драйверами рынка спецтехники, исходя из её специфики являются бюджет на строительство дорог, мега-инфраструктурные проекты и выбытие существующего парка (обновление старой техники). По расчётам, компания планирует увеличение рынка на +5.7% до 2020 года за счёт инвестиций в инфраструктурные проекты. Ниже приводится прогноз ежегодного роста рынка, рассчитанный на данных PwC в денежном выражении.
Прогноз рынка спецтехники от PwC в денежном выражении
Техника | 2016 к АППГ | 2017 к АППГ | 2018 к АППГ |
Дорожная | 0% | -6.7% | +9.5% |
Спецтехника | +2.9% | -2.8% | +12.5% |
Коммунальная | +11.3% | +6.7% | +4.2% |
Прогноз НАПИ* по новой спецтехнике свыше 6 тн, рассчитанный в натуральном измерении, менее оптимистичен.
Техника | 2016 к АППГ | 2017 к АППГ | 2018 к АППГ |
Самосвалы | -4.4% | +2.0% | +13.6% |
Строительная | -9.5% | +8.5% | +24.7% |
Наливная | -9.7% | +1.9% | +8.6% |
Подъемная | -10.8% | +1.0% | +13.0% |
Коммунальная | -9.8% | +1.6% | +6.5% |
*оценочно по графическим данным
По мнению аналитиков PwC, следующие негативные факторы сдерживают развитие рынка: ослабление курса рубля и удорожание кредита, вероятность заморозки крупных проектов, конкуренция, в особенности с рядом иностранных производителей.
Предложение компаний к правительству по оздоровлению отрасли выразил Шемчишин Ю.А. (вице-президент и член правления СРО НП «Спецавтопром»). Они касались в том числе совершенствования системы госзакупок.
Итак, на Спецавтотехнике 2016 были предложены следующие меры поддержки развития производства отечественной техники:
- обязать компании с госучастием отдавать приоритет поставщикам, использующим отечественную технику (например, сейчас по факту у Росавтодора 70% закупаемой техники — импортные);
- разработать механизмы субсидирования для таких поставщиков;
- расширить практику координации закупки в рамках инвестпроектов, обеспечивающую поддержку импортозамещению.
Среди мер по повышению прозрачности и конкурентоспособности госзакупок следует отметить:
- перевод всех видов закупок на электронные процедуры;
- установить перечень электронных торговых площадок для организации торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- дать возможность «переторжки»;
- указывать подробные технические задания объекта закупки, включая страну происхождения товара, его показатели и товарный знак;
- закрыть доступ к госзакупкам офшорам.
Кроме указанных выше важных тем, собрание было отмечено рядом ярких выступлений профессионалов рынка о своих достижениях. По замечанию председательствующего А.С. Ковригина (АСМ-холдинг), России важно выйти на мировой рынок с собственным продуктом, не копируя при этом передовые, но западные образцы. Тогда нас непременно ждёт успех. Как, например, это было с Ладой Нива… А.А. Беляев (КаМАЗ) рассказал об успешной работе по газомоторной спецтехнике, А.Б. Халецкий (Коминвест) — о новых проектах импортозамещения, Н.Т. Сорокин (ФГБНУ ВНИМС ФАНО России) представил новые разработки для агропромышленного комплекса.