Сегодня в Москве прошли переговоры главы JCB — одного из лидеров глобального машиностроения — и Минпромторга России. Министр промышленности Д.В. Мантуров попросил главу британского производителя спецтехники Грэма МакДональда перенести производство в Россию «в свете трансфера зарубежных технологических решений» и основать здесь центр разработок, где российские инженеры-конструкторы могли бы работать над новыми технологиями и внедрять их в технику JCB.
Компания JCB продала более 20 тысяч единиц своей спецтехники в России и начиная с 2015 года перешла к крупноузловой сборке совместно с заводом Лонмади (совместное предприятие, основанное Виктором Соколовым). По планам, оглашенным с началом производства, в 2018 году планировалось перейти с крупноузловой на мелкоузловую сборку техники с локализацией российского производства на 30%. За это время рынок спецтехники в России рухнул на 70%, и это не вызывало желания дальше инвестировать в расширение производства.
Нынешние переговоры проходят на фоне восстановления рынка спецтехники, который в 2018 году, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, составил в целом около 12 тысяч штук (+31%, или около 75% от докризисного 2013 года). Хотя эксперты рынка считают, что для полного восстановления ещё далеко, но ключевой сегмент специализации JCB — продажи экскаваторов-погрузчиков — увидел наибольший рост в 2018 году (70% в количественном выражении). Появилась хорошая возможность для дальнейшего развития, и визит Грэма МакДональда к Денису Валентиновичу свидетельствует о готовности к её использованию.
Продление старого соглашения о промсборке тем временем завершилось. Вариантом углубления локализации LCB в России может стать механизм специнвестконтракта (СПИК) или иной инвестиционный режим со льготами и преференциями, который позволит производителю присоединиться к программе льготного кредитования, получить компенсацию транспортных издержек и возместить расходы на регистрацию патентов. Какой из вариантов выберет Грэм МакДональд — покажет время.