Сергей Александрович Есенин восторгался Николаем Гоголем, Михаилом Лермонтовым и Александром Пушкиным, для которых Вера и любовь были основными содержательными элементами жизни. Но у самого поэта не оказалось в достатке ни религиозности, ни понимания сущности брака и любви. Одно из главных таинств православия не было понято и пережито Есениным, и за каждую женщину, избежавшую его объятий, можно только радоваться.
О своих женщинах в автобиографиях Есенин практически не упоминал, лишь о тех, с которыми он состоял в официальных браках. «В 1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх, — пишет он в 1924 году, — в 1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь… В 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании».
Ни с одной из дам своего сердца великий русский поэт не задержался более двух лет. Со своей первой гражданской женой — Анной Изрядновой, он прожил чуть менее этого срока, оставив её с только родившимся сыном Юрием на руках. Столько же времени он провёл в венчанном браке с Зинаидой Райх, которая родила от поэта дочь и сына (а растил их режиссер Всеволод Мейерхольд).
Не многим больше двухлетия Есенин смог оставаться с другой официальной гражданской женой — Айседорой Дункан, и то его сдерживало от разрыва длительное совместное пребывание за границей. Сразу по возвращении они расстались. А с последней — дочерью известного писателя Софьей Толстой, он пробыл менее года.
Были в 30-летней непродолжительной жизни Сергея Есенина и другие связи, которые мгновенно зарождались и вскоре прекращались, были и другие дети, в том числе сын от романа с Надеждой Вольпин. Детей, говорят, поэт любил, а постоянными отношениями с женщинами тяготился, не мог выдержать их сложностей и будничных хлопот. Помните, как у него: «Этот пыл не называй любовью, легкодумна вспыльчивая связь. Как случайно встретился с тобою — улыбнусь, спокойно разойдясь»?
Всё это во многом было предопределено судьбой самого Сергея Есенина, который воспитывался не с отцом и матерью, а с дедом и бабкой по материнской линии. Хотя эти милые люди были взглядов консервативных и религиозных, но отсутствие материнской заботы и отцовского наставления (как объясняли мальчику, возникшее из-за бедности родного отца) наложило отпечаток на его несчастную личную жизнь.
В отце мальчику надлежало увидеть хранителя православных традиций, крепкого главу и направляющего семьи, образец для подражания. А вышло, что отец никчемный, и мать после неудачного брака вышла замуж за другого. Авторитет же деда с бабкой в глазах поэта был минимальным, что могли дать юнцу люди из отжившего прошлого? «Когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе?», — писал он.
Наверное, зря так рассуждал Сергей Александрович, но прошлого не вернуть. Ему было всего 30 лет, когда при невыясненных обстоятельствах вырвавшийся от пытавшихся его лечить по просьбе Толстой врачей он оказался один в гостинице Англетер и покинул этот мир. А тем временем его ждала та, кому единственной он был нужен несмотря ни на что, рядом или вдали.
В 1920 году, в последние дни официального брака с Зинаидой Райх и накануне их развода, Сергей Есенин утешался в объятиях своего секретаря Галины Бениславской и жил у неё. Но эта история не о ней — эта связь давно известна, она особенно запомнилась самоубийством Бениславской на могиле Есенина, а о той, кто так и не попал в его список побед.
Итак, в указанное время освободившийся от очередных семейных уз и едва обременённый ненавязчивой подругой, поэт знакомится с Ириной Шаляпиной — дочерью знаменитого певца. Молодые люди вместе ездят по Москве и окрестностям, проводят незабываемые насыщенные дни вместе. Она, актриса, станет единственным отпрыском Шаляпина, кто останется в России и будет хранить здесь его память.
Была ли она увлечена поэтом — неизвестно, но он попросил её руки и получил было согласие. Однако вскоре Ирина венчалась с другим, более достойным кандидатом — Павлом Павловичем Пашковым, потомком старинного дворянского рода, с которым до конца сохранила добрые отношения и сына которого она сделала своим душеприказчиком. Этот брак распался, как и следующий её брак — с актёром МХАТа Петром Алексеевичем Бакшеевым, покончившим с собой в 1929 году, но Ирина прожила долгую 78-летнюю жизнь, оставила воспоминания и во многом способствовала созданию музея своего отца.
О Сергее Есенине как близком человеке она предпочитала не вспоминать, хотя знала и ценила его поэзию. Возможно потому, что, как говаривали, брак с поэтом расстроился не по её инициативе, а по его — он увлёкся Софьей Толстой. Десятки его писем к Ирине были уничтожены её рукой, и нам уже не удастся узнать о том, какими были эти несостоявшиеся отношения.