Испанское правительство с гордостью заявляет, что иностранные инвестиции в Испанию в 2023 году превысили 28 миллиардов евро, из которых 12% — 5.68 млрд евро, приходится на промышленность и рынок труда.
В подавляющем большинстве, это инвестиции западных стран, на фоне которых потерянные инвестиции россиян 10-60 миллионов евро (в основном, в недвижимость и досуг) мало ощутимы. При этом испанцы инвестировали огромные суммы в производственную сферу России (сотни миллионов евро), в надежде на рынок, открывающийся для них в далёкой стране. В нём особенно заинтересованы энергетические и инфраструктурные компании, а также сельхозпроизводители и туристические компании Арагона и Каталонии.
Сегодняшняя статья мне была навеяна рассказом А.П. Чехова «Случай из практики», где ординатор Королев, посланный профессором лечить наследницу богатого состояния фабрикантши Ляликовой, рассуждает об умелом распоряжении огромными средствами людей без фантазии.
Из классического произведения Торнтон Уальдера «Мост Людовика Святого» поднимается та же проблематика: люди, накопившие огромные средства — счастливчики среди нас, не знают, что делать со своим богатством. Отказаться от него невозможно — это достояние пришло им от родителей, а у самих нет никаких плодотворных идей. В результате состояние и богатый наследник приговорены мучать друг друга.
Мне представляется, что похожая ситуация с огромными инвестициями, предназначенными для экономики Испании. Я всю жизнь задаю себе вопрос: почему объём инвестиций растёт от года к году, а экономика Испании не развивается, население же как страдало, так и страдает?
Инвестиции в экономику Испании с момента прихода к власти Хуана-Карлоса Первого в абсолютных величинах выросли в 40 раз. На каждый вложенный доллар производительность увеличилась на 0.01% (МВФ называла ещё более скромные цифры).
Правительство Испании, независимо от того, правое оно или левое, первое, что делает, приходя к власти — обещает покрыть поверхность страны толстым слоем инвестиций, да так, кто и маковку испанцев видно не будет. Инвестиции растут с головокружительной скоростью, инвесторы меняются, сохраняется лишь первая тройки стран, где доминирует США с 40%-ной долей. Эта страна занимает прочное место вершителя судеб Испании.
Я как испанец, рожденный и воспитанный в СССР, должен был знать наизусть все фильмы Бордема, Бонюэля и Берланги, в том числе знаменитую пародию на План Маршалла последнего «Добро пожаловать, мистер Маршалл!». В кинокартине рассказывается, как тщательно испанцы стремятся привлечь американские инвестиции, а поезд инвесторов даже не останавливается в их краях. За помпезную подготовку к получению денег затем долго расплачиваются все мечтатели, от мэра до бедняка.
В Испании инвестиции растут от раза к разу. Их объем в абсолютных величинах кратно увеличивается, так как главный критерий целесообразности пребывания партии у власти — умение продавать гособлигации и работать с венчурным капиталом.
Инвестиции раньше шли, в основном, в производственную сферу, сейчас они идут преимущественно в инновационный сегмент. Но правительство отчитывается, а положение населения не улучшается. Экономика Испании как была шестой в европейском списке, так и осталась шестой.
Ну, не нужны стране иностранные инвестиции! Оставьте инвестиции в покое, и займитесь ремоделированием испанской экономики. Просто сапожник должен тачать сапоги, музыкант — играть на свирели, а учитель преподавать в школе. Если, перефразируя мысль профессора Преображенского, они начнут решать судьбы заезжих иностранцев и заниматься сантехническими работами, произойдёт разруха. Разруха — это не старуха с клюкой, а беспорядок и дезоблие в головах людей, в данном случае, отвечающих за экономику Испании.
Не надо вкладывать в то производство, которое не дает повышения производительности труда. Надо вкладывать в человеческий капитал — в здоровье, образование, отдых, культуру и науку. Это не требует многомиллиардных вложений. Пример Ирландии говорит, что даже при малом вложении в НИОКР отдача необыкновенная. Нидерланды прошли тот же путь, только раньше. Никто сегодня не будет спорить с понятием «голландская болезнь».
Я иду по пути испанского сефарда Дэвида Рикардо, который опрокинул учение Адама Смита одной фразой: учитель был прав, но не знал одной детали, цифры были перевернуты в числителе и знаменателе. Сегодня мы должны понимать, что инвестиции — такой же пропагандистский выверт, как и утверждения о том, что экономическая модель, существующая в Испании, оптимальна для страны.
Ли Куан Ю пришёл к власти в Сингапуре и сказал, что через пять лет сделает страну процветающей державой. Над ним сначала только смеялись, но своё слово политик сдержал. Хотя он говорил, что его главное достижение — умение привлекать иностранные инвестиции, сингапурский политик развил культуру, интеллект и возможности для талантливых людей в своей стране, уничтожив в ней главное зло — коррупцию.
Вскоре для сингапурцев открылись мировые рынки финансов и полупроводников, причем последний только начал формироваться в эпоху «экономического чуда». Благодаря правильному стратегическому расчету и подготовленному рынку труда, ВВП увеличилось с $400 до $12 тысяч в расчете на одного жителя Сингапура.