17 октября 2018 года, на столетний юбилей художника Сергея Зарянко Третьяковская Галерея сделала фокус-выставку его картин с подачи куратора выставки Екатерины Борисовны Клементьевой — дочери Директора департамента Культуры Московского Дворянского Собрания Надежды Владимировны Дмитриевой. Екатерина Борисовна тем самым исправила многолетнюю несправедливость и акцентировала внимание на авторе, работы которого были отмечены вниманием и приобретены П.М. Третьяковым… у вдовы живописца.
Жизнь обошлась с могилевским крестьянином Сергеем Константиновичем Зарянко (1818-1870) жёстко, но дала ему возможность реализовать себя в любимом деле, получить признание и даже создать крепкую семью, что нечасто случалось с русскими художниками. Но путь его был полон труда и тернист, и Зарянко довелось увидеть прижизненную потерю интереса к своему творчеству — это испытание, которое не выдержало сердце художника, остановившееся в пятьдесят два года.
В специально отведённом для фокус-выставки зале перед зрителем предстают десять живописных произведений Сергея Зарянко, девять из которых взяты из коллекции Третьяковской галереи. В основном это портреты, самый популярный из которых — «Портрет княгини В.М. Воронцовой». Надо отметить, что в момент изображения княгиня ещё не была княгиней Воронцовой — она была вдовой и лишь собиралась выходить замуж за графа Воронцова.
Портреты принесли Сергею Зарянко славу у современников, ему сыпались заказы. Мастер изображения лиц, он умел достигать почти фотографического сходства с оригиналом. Но… нарождающаяся фотография (в те времена дагерротип) по одной из версий составила ожесточённую конкуренцию его творчеству.
Автопортрета художника нет — но Третьяковка дарит возможность видеть его простое русское, немного усталое лицо кисти ученика — А.М. Колесова. Было от чего устать! Деятельность Сергея Зарянко была поистине кипучей — академик, преподаватель Императорской Академии художеств, иконописец — он был также автором трудов по теории искусства и преподаванию, среди его воспитанников В.Г. Перов, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский.
Сергей Зарянко, безусловно, очень академичен и педантичен в изображении деталей. Глядя на его работы думается о непревзойденном уровне мастерства живописцев прошлого и о том, что никакая фотография не может заменить лица, с любовью к своей профессии изображенные талантливым мастером.