Сюрреализм Сальвадора Дали лучше не видеть в полноте

Неделю тому назад была очередная, 31-летняя годовщина смерти каталонского живописца Сальвадора Дали (1904-1989). Фигура сюрреалиста Сальвадора Дали полна противоречий. Вместе с выдающимися деятелями испанской и европейской культуры он стал создателем так называемого сюрреализма — течения в живописи, театре, кинематографе, музыке, манифестом которого стал фильм Луиса Бунюэля «Андалузский пёс».

Сюрреализм — это движение в искусстве, которое можно суммировать как сублимацию фантазий наяву. Он зародился в начале 1920-х годов в умах и сознании прежде всего Луиса Бонюэля и Сальвадора Дали, который в то время был весь в творческих исканиях. Его стиль в живописи, керамике, графике, да и в кинематографе (есть взять «Андалузский пёс») — это стилистика не оформившегося юноши, который до конца ещё не знает, как представить свои видения во сне и наваждения наяву.

Сюрреализм начинался с того, что друзья рассказали друг другу при встрече о первом крупномасштабном творческом замысле, и пришли к мнению — взять немного денег у родственников и поставить скандальный фильм. Известно, что Бонюэль предложил сделать символом человеческое глазное яблоко, медленно разрезаемое опасной бритвой. Вариантом Сальвадора Дали стали огромные муравьи, переползающие с руки на плоскость на небе.

Путь сюрреализма был недолог. В конечном счёте, с уходом главного творца в мир иной он и закончился. При этом своеобразная стилистика сюрреализма (множественные метаморфозы, ярко запоминающиеся на полотнах Дали) появилась лишь на этапе первой поездки художника в Америку. Идею того, что Сальвадору Дали нужно что-то особенное, отличающее его от остальных сюрреалистов, ему подсказала его пассия (одалистка и муза) Елена Дьяконова, получившая всемирную известность под именем Гала.

Кстати сказать, удивительно, что на недавно открывшейся выставке в Москве «Сальвадор Дали. Магическое искусство» было удивительно мало портретов и картин, в том или ином виде изображавших его музу — его, как он говорил, смысл жизни., его любимую Галу. Если говорить о портрете как таковом, то на выставке мы обнаружили всего-навсего один её портрет, и вправду знаменитый. Это небольшое довольно раннее изображение супруги художника, относящееся (если мне память не изменяет) к концу 1920-х годов. Все остальные изображения музы творца не относятся к жанру портрета, это скорее живопись с участием форм его «счастливой половины».

Впрочем, на выставке удивительно мало шедевров Сальвадора Дали. Под шедеврами я понимаю наиболее резонансные его картины, вошедшие в каталог 1994 года («Сальвадор Дали без границ»), изданный Фондом Гала-Дали. И тогда экспонатов было 900, а сейчас — 180.

Из знаменитых работ художника на выставке мы обнаружили, пожалуй, только две: «Автопортрет с рафаэлевской шеей » молодого Дали (его ещё называют «с лебяжьей шеей») и картину, получившую название «Мягкий автопортрет с жаренным беконом». Пожалуй, из первой десятки работ художника, нам вряд ли удастся что-либо ещё.

Сюрреализм, рождавшийся как искусство «на слом старого», превратился в его прямую противоположность и стал искусством (как его назвали потом) «жирных котов». Да и сам Сальвадор Дали из прогрессивных левых ультрарадикалов превратился во вполне себе чинного и благополучного в высокой степени чванливого «вельможу от искусства», с удовольствием позировавшего с фашистским диктатором Испании Франциско Франко и с восхищением говорящего о нём.

Многие верующие в Испании не могут забыть картину Сальвадора Дали «Падающий Христос» (буквально: «Христос Святого Иоанна Креста» 1948 года, где автор как бы стоит над распятым Христом, падающим в бездну. Тем самым художник ставит себя выше Творца. Этой картины нет в Москве, но это и правильно, потому что в таком случае выставка могла бы привлечь большое количество зрителей, но иного толка — не тех, которые хотели бы познакомиться с пусть и не выдающимися, но образцами мирового искусства, а тех, кто увидели бы в этом своего рода кощунство. Это ранило бы их религиозные чувства. Сейчас в России идёт своего рода «реконкиста» — отвоёвывание человеческих душ. Церковь хочет вырвать их (и делает это как может) из лап бога Маммона, направляет и окормляет. Даже хорошо, что сюрреалист Сальвадор Дали не представлен сегодня в Москве в свою полную мощь.

Поделиться с друзьями
Subscription